Источник: http://sob.ru/issue3404.html
Антикризисные изменения законодательства о банкротстве. Часть 1
30 декабря 2008 года был подписан Федеральный закон № 296-ФЗ, вносящий целый ряд существенных изменений в действующий Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 2002 года. Юристы постарались разъяснить читателям «Собственника» суть этих перемен.
О существовании законопроекта мало кто знал. Прошедший первое чтение еще в мае 2005 года, этот законопроект, который первоначально составлял чуть более 4 страниц, до декабря 2008 года спокойно лежал в Государственной Думе. Однако 19 декабря 2008 года проект, разросшийся до 249 страниц, был принят во втором чтении. До последнего момента о нем не знали даже в Высшем Арбитражном Суде РФ, которому, тем не менее, удалось внести ряд поправок перед вторым чтением. Дальше законодатель продемонстрировал, что годы законопроектной деятельности не прошли даром: уже 24 декабря 2008 года проект прошел третье чтение, 29 декабря 2008 года был одобрен Советом Федерации, а 30 декабря подписан Президентом. В последний день 2008 года изменения вступили в силу.
Краткий список изменений:
1. Изменено понятие текущих платежей и очередность их погашения.
2. Устранено ограничение прав кредиторов по требованиям о взыскании убытков.
3. Внесено изменение в систему государственных органов, обладающих полномочиями по контролю и регулированию в сфере несостоятельности.
4. Изменен порядок опубликования сведений о банкротстве.
5. Исключена обязанность арбитражного управляющего уведомлять кредиторов о начавшейся процедуре банкротства.
6. Изменен порядок инициирования процедуры банкротства кредитором.
7. Изменена процедура выбора кандидатуры арбитражного управляющего при подаче заявления о введении наблюдения.
8. Введена новая процедура – погашение задолженности по обязательным платежам третьими лицами.
9. В ходе внешнего управления разрешено применение обеспечительных мер вне процедуры банкротства.
10. Срок конкурсного производства сокращен с 1 года до 6 месяцев.
11. Введено начисление процентов в размере ставки рефинансирования на сумму заявленных кредиторами требований.
12. Изменен порядок продажи имущества должника в ходе конкурсного производства.
13. Разрешен один из ключевых вопросов, с которым сталкивались арбитражные управляющие: что делать, если имущество не было продано по итогам торгов.
14. Значительные изменения претерпело правовое регулирование положения залоговых кредиторов (вступили в силу с 11 января 2009 года).
15. Определен статус залогодержателей имущества должника, обеспечивавшего таким залогом обязательство третьего лица.
Банкротства и реструктуризация
Также 30 декабря 2008 года был принят еще один важный закон, внесший изменения в порядок обращения взыскания на заложенное имущество. Эти изменения затронули в том числе и статус залоговых кредиторов в процедуре банкротства. Дата вступления в силу этих изменений – 11 января 2009 года.
В данном материале мы представляем обзор основных законодательных нововведений, в соответствии с которыми в настоящее время должны проводиться процедуры банкротства, начатые после вступления в силу указанных поправок.
1. Изменено понятие текущих платежей и очередность их погашения. В прежней редакции Закона о банкротстве был установлен следующий подход: текущими платежами в процедурах банкротства признавались не только денежные обязательства, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, но и денежные обязательства, срок исполнения которых наступил после введения процедуры банкротства (статья 5 Закона о банкротстве). Они переставали быть текущими платежами, т. е. их надо было включать в реестр требований кредиторов.
В отличие от ранее действовавшего законодательства, Федеральный закон от 30.12.2008 № 296-ФЗ относит к текущим платежам только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. В новой редакции статьи 5 Закона о банкротстве отсутствует критерий, связанный со сроком исполнения требования. Учитывается исключительно момент возникновения самого обязательства (который, как правило, совпадает с моментом заключения соответствующего договора). Что же касается ранее заключенных договоров, то здесь новый закон установил различный подход для разных видов обязательств. Применительно к возникшим после возбуждения производства по делу о банкротстве требованиям кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ установлено, что они являются текущими во всех процедурах банкротства. Все иные типы требований (например, из договора займа, кредита, по выплате страхового возмещения и т. п.) попадают в реестр требований.
В этой связи следует отметить положение п. 1 статьи 4 новой редакции Закона о банкротстве, в котором указывается, что в целях участия в деле о банкротстве учитываются требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых не наступил к дате введения наблюдения.
Таким образом, расширяется круг кредиторов, участвующих в деле о банкротстве уже на начальной процедуре наблюдения. Теперь кредиторам не нужно ждать наступления срока исполнения своих требований и введения следующей по очереди процедуры для вступления в дело о банкротстве, они могут с самого начала быть полноправными участниками дела о банкротстве и представлять в нем свои интересы. Создается дополнительная правовая определенность для кредиторов и должника, которые уже на стадии наблюдения могут оценить общий объем конкурсных требований.
Кроме того, создаются дополнительные гарантии для кредиторов, имеющих денежные требования по договорам о передаче товаров, выполнении работ и оказании услуг: эти требования будут удовлетворяться вне очереди, если возникают после возбуждения процедуры банкротства.
Еще одно изменение, касающееся текущих платежей, заключается в изменении очередности погашения текущих требований в конкурсном производстве. Если ранее все текущие требования удовлетворялись согласно очередности, установленной в статье 855 ГК РФ (очередность списания денежных средств с банковского счета), то теперь в Законе о банкротстве установлена специальная очередность для текущих требований. Приоритет отдается судебным расходам по делу о банкротстве, выплате вознаграждения арбитражному управляющему и лицам, привлечение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации (первая очередь); затем удовлетворяются текущие требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам и лиц, привлеченных арбитражным управляющим (вторая очередь); в третью очередь удовлетворяются требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника.
Все остальные требования по текущим платежам составляют четвертую очередь. Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.
2. Устранено ограничение прав кредиторов по требованиям о взыскании убытков. Ранее требования кредитора о возмещении убытков не учитывались при определении наличия признаков банкротства должника и не давали ему права голоса на собрании кредиторов. Таким образом, ранее действовавшая редакция Закона о банкротстве полностью лишала таких кредиторов как возможности инициирования дела о банкротстве, так и любого участия в мероприятиях конкурса. Некоторые кредиторы пытались найти возможности обойти законодательные ограничения, например, формулировали свои требования об убытках как требования о возврате исполненного по сделке. Согласно внесенным в Закон о банкротстве изменениям, вышеуказанные ограничения применяются только в отношении убытков в виде упущенной выгоды. В отношении требований убытков в размере реального ущерба кредиторы теперь полностью приравнены в своих правах к другим конкурсным кредиторам.
Такой подход представляется вполне справедливым и соответствует концепции Закона о банкротстве: ограничиваются права кредиторов только в отношении акцессорных требований по имущественным и (или) финансовым санкциям за неисполнение обязательств (неустойки, пени, штрафы и др.), а упущенная выгода близка к таким санкциям по своему назначению и сущности. Однако требованиям из основных неисполненных обязательств, в том числе требованиям о возмещении реального ущерба, в деле о банкротстве должна быть предоставлена полная правовая защита, что и было сделано.
3. Внесено изменение в систему государственных органов, обладающих полномочиями по контролю и регулированию в сфере несостоятельности. Ранее действовавший Закон о банкротстве предусматривал существование регулирующего органа, полномочия которого были косвенно связаны с банкротством: он осуществлял контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Согласно новой редакции, эти функции теперь будут осуществляться органом по контролю (надзору), который остается таким же – это Федеральная регистрационная служба. В то же время сохранилось и понятие регулирующего органа, однако теперь этот орган уполномочен осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере банкротства и финансового оздоровления. Им стало Министерство экономического развития РФ.
В законе указывается на полномочие данного органа предусматривать в отношении отдельных категорий должников иной порядок оплаты услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим, чем тот, что установлен законом. Кроме того, регулирующий орган наделен полномочиями по нормативно-правовому регулированию контроля за арбитражными управляющими и их объединениями, разработки федеральных стандартов в сфере банкротства, утверждения официального издания для опубликования сведений о банкротстве и т. п.
4. Изменен порядок опубликования сведений о банкротстве. Согласно поправкам, помимо публикации в официальном издании, сведения о банкротстве должны включаться в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Данный реестр должен быть создан через 90 дней после утверждения регулирующим органом порядка его формирования и ведения. Новая редакция Закона о банкротстве также предусматривает обязательную публикацию сведений из реестра в сети Интернет.
5. Исключена обязанность арбитражного управляющего уведомлять кредиторов начавшейся процедуре банкротства. На стадии наблюдения отменена обязанность временного управляющего уведомлять всех выявленных им кредиторов должника о введении наблюдения. Более того, временный управляющий больше не обязан самостоятельно выявлять кредиторов. Предполагается, что кредиторы имеют достаточную возможность узнать о введении наблюдения по публикации в официальном издании и в специально предусмотренном для этих целей Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.
6. Изменен порядок инициирования процедуры банкротства кредитором. Одной из существенных новелл Закона о банкротстве является изменение порядка обращения в суд конкурсного кредитора с заявлением о признании должника банкротом. Принятые поправки в Закон о банкротстве предусматривают отмену необходимости соблюдения тридцатидневного срока с даты направления исполнительного документа в службу судебных приставов. По действующей редакции право кредитора инициировать дело о банкротстве должника возникает сразу после вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с должника денежных средств.
Следует иметь в виду, что, согласно существующей практике, решения третейского суда и международного коммерческого арбитража не обладают законной силой, поэтому кредиторам по таким решениями придется идти в суд для получения постановления суда о приведении в исполнение решения третейского суда (международного коммерческого арбитража).
С одной стороны, данная норма, принятая в условиях финансового кризиса, поможет кредиторам ускорить возбуждение дела о банкротстве должника, в особенности когда является очевидным, что взыскание задолженности в общем порядке маловероятно. Вместе с тем не исключено, что такая возможность в ряде случаев может привести к злоупотреблениям со стороны кредиторов.
Получив судебное решение, кредитор может не пытаться взыскать задолженность через возбуждение исполнительного производства, а сразу обращаться в суд с заявлением о признании должника банкротом (даже в том случае, если сумма долга невелика и должник является вполне платежеспособным) с целью оказать на него давление, сковав его деятельность введением процедуры наблюдения.
7. Изменена процедура выбора кандидатуры арбитражного управляющего при подаче заявления о введении наблюдения. Закон о банкротстве в новой редакции предусматривает, что при подаче заявления о собственном банкротстве должник указывает либо кандидатуру временного управляющего, которая будет утверждена судом при условии ее соответствия заявленным требованиям, либо саморегулируемую организацию (СРО), из которой должен быть выбран управляющий. В последнем случае управляющий будет выбран самой СРО и утвержден судом. Тот же порядок и для случаев, когда заявление о банкротстве подается кредитором или уполномоченным органом. Отметим, что ранее процедура предусматривала выбор управляющего судом из трех кандидатур, что ограничивало возможность манипулирования кандидатурой управляющего.