В Торгово-промышленной палате Нижегородской области прошла конференция «Проблематика института банкротства: криминальный аспект, восстановительная направленность». Организаторами мероприятия выступили два общественных комитета при ТПП - по антикризисному управлению и финансовому оздоровлению и по совершенствованию законодательства.
Переложите деньги в «пиджачок»
Открывая конференцию, министр правительства Нижегородской области - полномочный представитель губернатора в Законодательном собрании Александр Цапин процитировал любопытное изречение: «Банкротство - это процедура, в ходе которой вы перекладываете деньги в брючный карман, а пиджак отдаете кредитору». Согласитесь, сказано образно, но весьма доходчиво. И статистика подтверждает, что в абсолютном большинстве случаев, когда якобы хотят спасти «тонущее» предприятие, то открывают конкурсное производство, а не процедуру финансового оздоровления. Для сравнения: конкурсных производств в 2010 году по стране было открыто более 16000, а процедур финансового оздоровления - всего 90.
- Всем известна сентенция: экономика, в которой не бывает банкротств, сама обанкротится, - сказал Александр Цапин. - По идеологии законодателя это прежде всего механизм оздоровления и выхода из кризисного состояния, а не исчезновение предприятия. Но у нас, как известно, никогда не было недостатка в «творческом подходе», и на практике банкротство зачастую используется для того, чтобы распродать имущество. Иногда самим себе...
Преднамерения треть
Немало интересных фактов прозвучало и из уст заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области Нины Мамыкиной. По ее словам, на 1 июня на территории региона в процедуре банкротства находилось 880 организаций и индивидуальных предпринимателей с суммой задолженности по обязательным платежам в четыре миллиарда рублей.
Поведала она и о некоторых интересных схемах, которые берут на вооружение нечистые на руку дельцы. В частности, о выводе активов должником в том числе путем заключения сделок в нарушение норм законодательства. Например, ряд предприятий области использовали следующую схему: реализовывали имущество аффилированным лицам менее, чем за 6 месяцев до подачи заявления должника о банкротстве, что запрещено законом. Причем по цене значительно ниже рыночной, без реальной оплаты, в счет погашения фиктивных встречных обязательств.
На конференции прозвучала и такая шокирующая цифра: за пять месяцев этого года, по сведениям налоговиков, из 69 организаций, в которых проводился анализ финансовой деятельности, в каждом третьем случае были выявлены признаки преднамеренного банкротства.
Что не своровано, то продается
Начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Нижегородской области Андрей Пономарев поведал, что многие руководители предприятий сами своими умышленными действиями либо бездействием способствуют увеличению неплатежеспособности. Либо выводя имущество, либо не обращаясь в суд с заявлением о банкротстве предприятия, продолжая наращивать задолженность. К слову, сейчас самая большая задолженность по зарплате сохраняется на предприятиях-банкротах Выксунского района.
Привел Андрей Пономарев и ряд примеров возбужденных уголовных и административных дел. Так, прокуратура Сормовского района выявила, что конкурсным управляющим ЗАО «ТОИР» в отчете была указана неполная информация о размере денежных средств, поступивших на основной счет и в кассу должника, а также об источниках данных поступлений. Кроме того, он нарушил и очередность удовлетворения требований кредиторов.
В ходе конференции Андрей Пономарев, обобщая судебно-следственную практику, также рассказал об известных его ведомству схемах криминальных банкротств. Например, руководителями предприятий или арбитражными управляющими искусственно создается значительная задолженность перед внешними кредиторами, дабы впоследствии иметь возможность отчуждать
Или другой пример: арбитражные управляющие нарушают очередность расчетов с кредиторами, отдавая преимущество одним в ущерб остальным, а также представляют заинтересованным лицам искаженные данные, неверно оценив имущество. Ну и, наконец, наиболее ликвидное имущество передается в обмен на векселя «проблемных» банков либо фиктивных предприятий и организаций по номинальной, многократно превышающей рыночную стоимость векселей.
Обвинения принимали «в штыки»
Многочисленные обвинения в свой адрес антикризисные управляющие, присутствовавшие на конференции, раз за разом принимали «в штыки». Суть их реплик сводилась, в общем-то, к одному: не стоит всех собак вешать на людей этой профессии, подавляющее большинство из них - истинные профессионалы, порядочные и честные люди, которые душой радеют за судьбу предприятия, которое им было вверено. А то, что им не удается зачастую «реанимировать» завод или фабрику, - это уже претензии к собственникам или тем управленцам, которые «рулили» до них. Ибо слишком уж поздно они обратились за помощью. Ну, а то, что и нечестные арбитражные управляющие встречаются - мол, без «паршивой овцы» ни в одном стаде не обходится
Мнения
Евгений ТУМАНОВ старший оперуполномоченный 3 ОРЧ КМ (по линии БЭП) при ГУВД по Нижегородской области:
- У правоохранительных органов существуют проблемы с направлением рассматриваемых дел, касающихся банкротства, в суд. Сейчас, к примеру, нам требуется проведение финансово-экономических экспертиз по нескольким делам. Без экспертизы уголовное дело в суд не пойдет, люди задержаны не будут и не понесут заслуженного наказания. Кроме того, наши сотрудники на местах - это в большинстве своем молодые ребята, которые «плавают» в законе о банкротстве, арбитражных моментах. Необходимо их обучать, курсы для сотрудников следственных подразделений организовывать.
Олег ТОЛСТОГУЗОВ оценщик первой категории:
- Проблема финансового оздоровления на практике, к сожалению, решается не в полной мере. Порой собственник доводит предприятие до такого состояния, что слишком мало времени остается для исправления ситуации. Руководители малого и среднего бизнеса зачастую не в состоянии заглянуть в завтрашний день и предвидеть надвигающееся банкротство. Да и арбитражные управляющие иногда формально к своим обязанностям подходят, опираясь в своей деятельности лишь на бухгалтерскую отчетность, но она не всегда отражает реальное положение дел. А надо бы использовать данные и о неучтенных активах, и об инвестиционных проектах.
Источник:
http://www.pravda-nn.ru/archive/number: ... cle:15504/