Независимая экспертиза станет панацеей от банкротства гос. структурами?
Центробанк, как регулятор, может отозвать лицензию у любого российского банка, если у того не в порядке некоторые финансовые показатели. Тем самым ЦБ подводит банк под банкротство. В принципе, подобным образом любой гос. регулятор может довести до банкротства подконтрольные ему предприятия. Но, похоже, проблемные банки нашли средство затянуть дело и избежать банкротства.
На прошлой неделе Поволжский немецкий банк с помощью независимых экспертов доказал, что не является банкротом, хотя Центробанк утверждал обратное. Более года назад ЦБ отозвал лицензию у ПНБ, т.к. зафиксировал сразу два признака банкротства: фактическое неисполнение банком обязательств перед клиентами в течение 14 дней (у ПНБ подтверждалось картотекой непроведенных платежей) и недостаточность имущества банка для исполнения обязательств (у ПНБ возникла из-за доначисления резервов по кредитам). Третий признак банкротства — наличие у банка картотеки — не был зафиксирован ЦБ и на рассмотрение экспертов не выносился, поэтому неизвестно, учел ли его отсутствие суд.
Впервые в российской судебной практике решение по подобному делу было вынесено вопреки доводам ЦБ. Теперь ЦБ с нетерпением ждет полный текст решения суда, чтобы внимательно изучить его и найти основания для обжалования.
Остальные юристы ждут от ВАС разъяснений по практике независимых экспертиз. Пока Высший арбитражный суд не выскажется относительно практики независимых экспертиз, они будут все шире использоваться для затягивания банковских банкротств, отмечают юристы.
ПНБ все равно не избежит банкротства, считают эксперты. Зато затягивание дела поможет одному из собственников банка, чтобы избежать уголовной ответственности за продажу активов банка по заниженной стоимости.
Комментарии юристов
"Банк банкротом не признан, но лицензия у него отозвана, что лишает собственников возможности ликвидировать бизнес самостоятельно,- говорит руководитель банковской практики юридической компании "Пепеляев групп" Лидия Горшкова.- В такой ситуации возможна лишь принудительная ликвидация банка под контролем АСВ, однако до вступления в силу пятничного решения суда инициировать ее Банк России не может". По мнению юристов, пятничное решение суда может пригодиться одному из собственников и бывших руководителей банка Геннадию Шмидту для закрытия уголовного дела, возбужденного в отношении него по факту продажи части активов банка по заниженной стоимости. "Если решение о том, что банк не банкрот, вступит в силу, уголовное дело будет продвигаться сложнее: доказать вину собственника банка за вывод активов в отсутствие факта банкротства будет непросто",- указывает партнер компании Lidings Андрей Зеленин.
Впрочем, банкротство ПНБ — вопрос времени, считают юристы. "Когда будет назначен ликвидатор банка в лице АСВ, он сможет подать новое заявление о банкротстве, уже от своего лица,- рассуждает госпожа Горшкова.- Этот иск может быть более результативным, хотя бы потому, что в его основу лягут другие доказательства — о состоянии дел в банке не на момент отзыва лицензии, а на текущий момент, а оно вряд ли улучшилось". "Еще до отзыва лицензии мы проверяли банк по поручению ЦБ на предмет возможной санации и пришли к выводу об отсутствии такой возможности из-за очень плохого качества активов,- сообщил первый заместитель гендиректора АСВ Валерий Мирошников.- Многие кредиты, чтобы не показывать просрочку, были пролонгированы на семь лет с выплатой процентов в конце срока и притом были необеспеченными, так что говорить о достаточности активов банка для исполнения обязательств тут вряд ли можно".
Конкурсный управляющий банка-банкрота "Диалог-Оптим" Андрей Сергеев считает, что в сложившейся ситуации ЦБ больше заинтересован в последовательном обжаловании вынесенного судом решения, нежели во введении процедуры принудительной ликвидации банка. "Сохранить лицо в такой ситуации регулятору гораздо важнее, чем оперативно рассчитаться с кредиторами,- считает он.- Учитывая, что негативная практика затягивания банкротных дел посредством привлечения экспертов разрастается, руководству Центробанка стоило бы ставить вопрос о ее оперативном пресечении на самом высоком уровне, пока она не превратилась в общегосударственную проблему". "Непонятно, почему Высший арбитражный суд, видя, что происходит, не издает постановления пленума по вопросу экспертизы в арбитражных или хотя бы банкротных процессах",- добавляет партнер адвокатского бюро "Партнерство правовой помощи" Сергей Романов.
По теме:
http://pravo.ru/news/view/32012/