лекция для 4-го курса "Информационные технологии"
Зачем разработчикам знать что-то о маркетинге?
Современное производство программного обеспечения находится по большей части пока ещё на уровне первобытной "охоты и собирательства" и не перешло (по крайней мере, не полностью) к нормальному и предсказуемому "скотоводству и земледелию".
Люди, управляющие производством программного обеспечения не всегда способны точно планировать, что им нужно от программистов, в какой срок и какими силами. Производство ПО часто напоминает просто толпу охотников, которые бегают с гиканьем по лесу. Соответственно результативность такого процесса аналогичная. Как в охоте из нескольких попыток только раз, бывает, удаётся убить что-нибудь стоящее, так и в производстве ПО только один из нескольких проектов (называют цифры от 3 до 10) действительно удаётся и окупает себя.
Связано все это не только с тем, что сами программисты не могут грамотно оценить в начале проекта, сколько будет стоить производство задуманного продукта. Как раз в этом месте программистское сообщество постоянно работает над собой и практически весь оставшийся курс будет посвящён методам планирования, проектирования и разработки информационных систем. Это связано и с тем, что руководство разработкой не способно грамотно оценить в каком объёме они смогут произведённый продукт продать. Причём в последнем случае помимо отсутствия финансовой отдачи для руководства, результатом является демотивация разработчиков.
Действительно, вообразите, что вы ответственно и качественно копали яму для мамонта. С самоотдачей, сохраняя строй, бежали с гиканьем по лесу и махали факелами, гоня "мамонта" в яму, а в итоге вместо мамонта на яму выбежала, испугавшись вас, пара мышек. Самое весёлое начинается вечером у костра. У вождя могут возникнуть подозрения в том, что охотники тихо кричали и мамонт так и спит где-то в лесу под кустом. Или загонщики не смотрели по сторонам, и мамонт выскользнул между ними. Или подозрения что яма была выкопана некачественная, и мамонт просто перепрыгнул через неё. И это было бы ещё пол беды. В любом случае, кто бы ни был виноват, всё племя пересаживается на диету из прошлогодней сушёной рыбы да корешков что нашли в лесу женщины, а часть людей может просто покинуть племя.
А был ли мамонт? В охоте помимо всех перечисленных вещей как-то: подготовка позиций, гон, добивание, основополагающую роль играет знание того, где сейчас зверь и есть ли он вообще. Занимаются этим вопросом обычно специальные следопыты (разведчики-егеря). Они должны хорошо знать местность и повадки зверей. Большая часть успеха охоты зависит на самом деле от них. Если следопыт обложил цепью охотников пустой лес, то какими бы мастерами эти охотники не были, зверя они даже не увидят.
Точно так же и в производстве ПО главную роль играет уверенность в том, что это ПО вообще кому-нибудь нужно и сколько этот кто-нибудь готов за него заплатить. Если следопыт ищет зверя в лесу, то покупателя программного продукта нужно искать на рынке. И соответственно разбираться в том есть ли интересующие нас платёжеспособные покупатели на данном участке рынка, и удастся ли их загнать должен специалист по изучению рынка - маркетолог.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Маркетинг
В литературе существует несколько сотен определений маркетинга.
Согласно Американской ассоциации маркетинга (AMA),
«Маркетинг» — это осуществление бизнес-процессов по направлению потока товаров и услуг от производителя к потребителю.
Основатель теории маркетинга Филипп Котлер утверждает, что:
«Маркетинг — это искусство и наука правильно выбирать целевой рынок, привлекать, сохранять и наращивать количество потребителей посредством создания у покупателя уверенности, что он представляет собой наивысшую ценность для компании».
Маркетинг — система планирования, ценообразования, продвижения и распространения идей, товаров и услуг для удовлетворения нужд, потребностей и желаний отдельных лиц и организаций; реклама является лишь одним из факторов процесса маркетинга
Маркетинг — управление удовлетворением спроса путем торговли.
Маркетинг — система изучения и регулирования рыночных процессов, управление сбытом компании.
Маркетинг — это упорядоченный и целенаправленный процесс осознания компанией проблем потребителей и удовлетворение их потребностей.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что маркетинг — это процесс. Он начинается с исследования целевого сегмента рынка, для которого собирается работать компания. Маркетологи определяют спрос и возможности, то есть пребывают в постоянном поиске покупателей, потребности которых не удовлетворены в достаточной степени или испытывающих неявный интерес к определённым товарам или услугам. В процессе маркетинга производится сегментирование рынка и выбор тех его частей — целевых сегментов, которые компания способна обслужить наилучшим образом. Фирма разрабатывает планы создания и доведения продукции до потребителя, а также конкретную стратегию маркетинг-микс (marketing mix) воздействия на спрос через товар, цену, каналы распределения и методы продвижения товара. Необходимо создать и систему маркетингового аудита, которая позволит компании оценивать результаты проводимых мероприятий и учиться на собственном опыте, постоянно развиваясь и пополняя собственные методы воздействия на потребителей. При этом следует учитывать, что маркетинг начинается не столько с товара, сколько с поиска потребностей рынка в новых и старых товарах, услугах и идеях.
Есть и более простое определение маркетинга, предложенное Алексеем Новиковым: «Маркетинг это деятельность, направленная на достижение целей организации за счет взаимодействия с рынком». Иными словами, деятельность любой организации можно разделить на операционную (производство, логистика, финансы и т. п.) и маркетинг, то есть, взаимодействие с рынком. Содержание своего взаимодействия с рынком и свои цели каждый будет определять для себя сам. Для кого-то это получение прибыли, для других это получение удовольствия и т. д.