Маркетинговый паспорт продукта.
Предварительная маркетинговая проработка проекта – продукта, заканчивается обычно написанием некоего документа, который собирает воедино и в краткой форме излагает накопленные на исследовательской стадии знания о планируемом продукте, а также формирует представление о продукте в виде конкретных требований. Обычно этот документ называется «Marketing Requirements Document» (MRD). На основе этого документа уже разработчиками пишется «Product requirements document» (PRD) и в последствии более подробный «Software Requirements Specification» (SRS). При желании подробную информацию о том, как они формально пишутся, вы легко найдёте в Интернете (или по ссылкам, приведённым ниже).
Эти документы уже на ранних этапах содержат то, что мы будем разрабатывать позже – персонажей, типовые сценарии использования, стоимость разработки. Мы же для начала постараемся создать документ, который назовём «маркетинговый паспорт продукта» по нижеприведённому бланку:
1. Название продукта
2. Позиционирование продукта
3. Рынок:
3.1. Сегменты потенциальных потребителей
3.2. Для каждого сегмента:
3.2.1. Количество потенциальных потребителей
3.2.2. Ориентировочная платёжеспособность потребителей (их приблизительный размер, обороты цена которую они могли бы заплатить)
3.2.3. насколько часто пользователи имеют потребность в продукте
3.2.4. условия, в которых пользователи пользуются системой
3.2.5. половозрастной портрет пользователя (сколько лет, какого пола обычно)
3.2.6. организационная форма
3.2.7. образовательный уровень
3.2.8. начальный список с контактными данными
3.2.9. что объединяет пользователей – где их можно увидеть/встретить в товарных количествах?
3.2.10. несколько (1-2) потенциальных клиентов, которые могут согласиться выступать консультантами-экспертами
4. Текущее состояние рынка (конкуренты):
4.1. Составить список конкурентов (урл, название, цены, характеристики, фичи)
4.2. для каждого конкурента:
4.2.1. полное правильное название и адрес (URL)
4.2.2. архитектурные решения, программно аппаратные требования (язык, СУБД, размер, скорость, интерфейс)
4.2.3. цены и условия распространения
4.2.4. основные функциональные возможности.
4.2.5. размер компании, его ориентировочные обороты
4.2.6. текущий номер версии
4.2.7. дата выпуска первой версии
4.2.8. дата выпуска последней версии
4.2.9. дата основания компании
4.2.10. резюме отрицательных отзывов о продукте (кто, что именно критикует)
4.2.11. резюме положительных отзывов о продукте (кто, за что именно хвалит)
4.2.12. Размерности конкурентов (сколько примерно форм окон с перечислением, сколько печатных документов, программистам - сколько таблиц)
4.3. Сформировать приблизительную таблицу фич (функциональных возможностей, их реализованность у конкурентов и востребованность у потенциальных клиентов). В строках – фичи, первая колонка – название, потом колонки – конкуренты, последняя колонка - востребованность по классам.
4.4. Выбранный «идеальный» конкурент
5. Перспективы продаж/распространения (как мы могли бы продвигать этот продукт)
5.1. какие варианты целевой рекламы
5.2. список основных каналов распространения и их важность
6. Риски (подумать и описать возможные риски, которые могут возникнуть при распространении продукта).
7. Предполагаемая цена продукта и предполагаемое количество продаж.
8. Функциональный портрет (перечислений основных функций и документов-выходных форм)
8.1. коротко списком описать видение маркетинга того, что должен уметь продукт и возможно как он должен выглядеть (исходная информация для проектировщиков)
8.2. коротко описать основные сценарии использования.
Заключение
Изучение маркетинга как академической дисциплины в ВУЗах. Чтение специальной литературы. Лекции вроде этой, в которых всё расписано «по шагам» и «контрольным точкам». Всё это может создать у людей иллюзию, что маркетинг это несложный полу формальный вид деятельности, в котором путём магических процедур можно определиться со стратегией коммерческой деятельности компании.
На эту тему написано уже много негативных текстов (часть дана ниже в списке литературы). Само слово «маркетинг» уже нередко можно услышать роли негативного маркера.
Всё это говорит о том, что маркетинг и соответствующие методики бессильны при отсутствии смекалки, опыта, упорства и удачи.
Изложенные методики могут натолкнуть на мысль, передать какой то важный опыт, помочь подстраховаться от ошибок, понять, как работают успешные проекты (и то, понять только, как они работают сейчас, а не то, как они пришли к такому состоянию). Но, конечно же, сами по себе методики собранные в рамках дисциплины «маркетинг» не могут привести к гарантированному успеху. Для достижения успеха нужно много и быстро думать головой, бегать ногами и делать руками.
Список литературы
•
http://thinking.ru/business/worlds-shor ... ting-plan/
•
http://www.marketing-ua.com/articles.php?articleId=552
•
http://www.manageability.org/blog/archi ... by_beating
•
http://advtime.ru/zizn/analitika/2004/30121.html
•
http://www.reklama.rezultat.com/reklama/17/index.htm
• Ривс Р. Реальность в рекламе. М., 1983
•
http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle:o02245
•
http://www.marketing.spb.ru/lib-comm/position_weapon.htm
•
http://surin.marketolog.biz/positioning.htm
•
http://www.marketing.spb.ru/read/m17/4.htm
•
http://ru.wikipedia.org/wiki/Чистый%20д ... ый%20доход
•
http://en.wikipedia.org/wiki/Technology_roadmap
•
http://en.wikipedia.org/wiki/Product_manager
•
http://en.wikipedia.org/wiki/Product_marketing
•
http://en.wikipedia.org/wiki/Requirements_management
•
http://en.wikipedia.org/wiki/Software_p ... management
•
http://www.infrasystems.com/noMRDs.html
•
http://en.wikipedia.org/wiki/Software_p ... management
•
http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/126/
•
http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/96/