http://www.strf.ru/innovation.aspx?Cata ... d_no=24059
Инновации в России: есть ли будущее?
Именно в кризис надо создавать основу для перестройки структуры и модернизации экономики, стимулировать развитие информационных технологий и других высокотехнологических отраслей, считает депутат Госдумы Илья Пономарёв.
Справка STRF.ru:
Илья Владимирович Пономарёв, депутат Государственной Думы ФС РФ, член Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, председатель подкомитета по технологическому развитию, член фракции «Справедливая Россия».
— На парламентских слушаниях в конце марта прошлого года Вы озвучили идею разработки пакета законов под рабочим названием «Инновационный кодекс». Что удалось сделать за это время законодателям?
— Работа над концепциями и законопроектами идёт — и в нашем думском Комитете по информационной политике, информационным технологиям и связи, и в Комитете по экономической политике и предпринимательству, и в Комитете по науке и наукоёмким технологиям. Наша задача заключается в том, чтобы создать такие «правила игры», при которых бизнесу — и российскому, и зарубежному — было бы выгодно вкладывать деньги в инновации. Мы готовим поправки в налоговое законодательство, в законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об инвестиционных фондах», «О несостоятельности (банкротстве)». Прошло обсуждение концепции закона «О венчурной деятельности», и вскоре мы рассмотрим проект этого закона. Есть немало предложений о снятии правовых барьеров и стимулировании развития ИКТ — речь, в частности, идёт об электронном документе, электронных закупках, интеллектуальной собственности, переходе на «цифру».
Но продвигается работа не так легко, как хотелось бы — ведь все законодательные инициативы должны пройти согласование в правительстве, а оно работает в интересах сырьевых отраслей, а не инновационных. К тому же отсутствие в нём людей, отвечающих за развитие высоких технологий, оборачивается тем, что практически все инновационные инициативы застревают там на годы.
— Почему, на Ваш взгляд, это происходит? Вроде, XXI век на дворе, и на доходах от нефти и газа страна далеко не уедет.
— Да потому, что в правительстве помимо мощнейшего лобби сырьевиков, доминирует психология временщиков, конъюнктурные соображения. Нефть, газ и металлы означают доходы, в том числе персональные, здесь и сейчас, а инновации — в будущем и непонятно для кого. Кроме того, налицо неприкрытые конфликты между разными министерствами. Да и принцип: «бумага должна отлежаться» — до сих пор не изжит. До недавних пор Минфин не пропускал ни одного законопроекта, в котором предусматривались налоговые послабления для высокотехнологичных компаний. И вот наконец — после поручения Президента правительству к 1 октября сформулировать отношение к налоговому регулированию инновационной деятельности — Алексей Кудрин выразил готовность сформировать общую с отраслью высоких технологий позицию по этому вопросу.
— Как обстоят дела с ещё одной Вашей инициативой — обращением к Президенту России Дмитрию Медведеву с предложением о создании «национальной программной платформы». Вы и ваши коллеги подняли этот вопрос в самый разгар финансово-экономического кризиса — на что Вы рассчитывали?
— Для нас, «ИТ-шников», совершенно очевидно, что именно в кризис надо создавать основу для перестройки структуры и модернизации экономики, стимулировать развитие информационных технологий и других высокотехнологических отраслей. И это отчётливо понимает Дмитрий Медведев — достаточно вспомнить, какие стратегические приоритеты он обозначил в своей программной статье «Россия, вперёд!». Не говоря уже о двух его принципиальных решениях — Создании президентского Совета по развитию информационного общества и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. Так что обращение к Президенту с идеей запуска масштабного проекта, который даст толчок развитию всей ИТ-отрасли, было вполне логичным.
Наши предложения были направлены на заключение в профильное министерство (Минкомсвязи), которое — за подписью министра Игоря Щёголева — дало на них отрицательный отзыв. Но это меня отнюдь не удивило, поскольку позиция министерства состоит в том, чтобы ни во что не вмешиваться, не брать на себя «лишней» ответственности. Зато мы получили принципиальную поддержку в президентском Совете по РИО, под эгидой которого, я надеюсь, проект будет реализован.
— В следующем году заканчивается действие ФЦП «Электронная Россия», на смену которой Минкомсвязи готовит новую долгосрочную федеральную программу «Информационное общество 2011—2018». Как Вы оцениваете результаты первой программы и что думаете о второй?
— ФЦП «Электронная Россия», по-моему, окончательно провалена. Как вы помните, на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России в Покрове Дмитрий Медведев вновь раскритиковал правительство за отсутствие видимых результатов в реализации этой программы, пригрозив сокращением бюджетного финансирования органам власти, не выполняющим решений по использованию системы электронного документооборота.
Да и я не раз выражал обеспокоенность тем, что происходит «на кухне» Минкомсвязи. Направил два депутатских запроса — один о ситуации вокруг обслуживания системы биометрических паспортов, другой — о бездействии того же министерства в связи с модернизацией портала государственных и муниципальных услуг.
О том, как у нас обстоят дела с «электронным правительством», лучше всего говорят цифры (данные на июль с. г.). Описание предоставляемых госуслуг приведено на сайтах только 50 федеральных министерств и ведомств (59 процентов от общего числа. Места приёма граждан указаны на веб-сайтах 44 федеральных органов исполнительной власти (52 процента), а графики работы подразделений, осуществляющих приём граждан, представило только 21 ведомство (25 процентов). Возможность загрузки бланков документов декларирована 43 ведомствами (51 процент), при этом онлайн передача заполненных форм осуществляется только в пяти из них (6 процентов). Доступ к ведомственным учётным системам, реестрам и регистрам открыт на сайтах 16 ведомств (19 процентов от общего числа), а транзакционные услуги — всего на сайтах 3 ведомств.
Что касается ДЦП, то даже аббревиатура наводит на грустные мысли. А если серьёзно, то смена вывески программы означает лишь то, что Минкомсвязи остановило финансирование проектов в сфере ИКТ и не выделяло на них с начала года никаких средств, хотя деньги заложены в федеральном бюджете. Учитывая, что проект ДЦП предполагается подготовить к ноябрю нынешнего года, согласовать до февраля 2010 года и представить на утверждение Правительства РФ в мае 2010 года, то получается, что начало действий по созданию информационного общества откладывается до 2011-го. А это означает, что отрасль на это время останется без государственной финансовой поддержки. Между тем рынок информационных технологий уже сократился во II квартале, согласно исследованию ЛИНЭКС, на 24 процента — к слову, вопреки оценке Игоря Щёголева, прогнозировавшего рост этого рынка в 2009 году на 32,8 процентов.
— Ну, и где же выход, раз правительственные чиновники так заняты подготовкой и согласованием?
— Я убежден, что дело сдвинется с мёртвой точки лишь при едином руководстве процессом внедрения ИКТ, причём на президентском уровне. Нам нужна не очередная правительственная программа, а общенациональная государственная программа развития информационного общества и модернизации экономики. Для того чтобы такая программа успешно реализовалась, должен быть создан надведомственный проектный центр принятия решений с организационными и финансовыми полномочиями. Таким центром я вижу Совет при Президенте РФ по развитию информационного общества.
— Как, по Вашему мнению, преодолеть сопротивление чиновников? Как мотивировать бизнес к инвестициям в высокие технологии?
— Всё просто — заниматься инновациями должно быть выгоднее, чем воровать. Вместо борьбы с коррупцией, надо, как минимум, отстранить от власти всех коррупционеров. Ведь как может козёл бороться с капустой? Если бы в стране была легальная политическая конкуренция, то был бы и механизм смены «элит», не зависимый от отдельного человека.
А пока в системе воровать проще, чем думать, никакой «креативный класс» у нас не появится. Креативным людям сейчас легче уехать за границу, создать там свой инновационный бизнес. Так, до недавнего времени все венчурные инвестиции в Россию приходили из-за рубежа, где наши соотечественники регистрировали венчурные фонды.
— А есть ли у нас необходимые кадры, способные обеспечить переход на новую, инновационную, модель развития? Судя по нашей беседе, среди чиновников, похоже, не видно профессионалов.
— Да, кадровая проблема на сегодня — наиболее острая в нашей стране. У нас нет квалифицированных кадров в государственном управлении. Нет и предпринимательских кадров, людей, которые создавали бы инновационные компании. Отсутствует адекватная потребностям технологического развития образовательная система. Было, например, поручение Совбеза создать новый вуз, Высшую школу технологий, но и эта инициатива со временем заглохла.
Кроме того, нам — как никогда — нужны примеры историй успеха, в том числе тех, кто уехал за границу. К тому же мы можем этих специалистов «покупать» — приглашать на работу в высокотехнологические проекты, обучать нашу молодежь навыкам коммерциализации инноваций.
Причём важно эти истории успеха популяризировать. Как говорится, страна должна знать своих героев.
Анна Уженцева для STRF.ru