http://www.d-pils.lv/news/2/381237
Стать "английским банкротом" или Как использовать законодательство ЕС себе в помощь.
"В "жирные" годы взял кредит, а потом грянул кризис, уволили с работы и…"
Примерно такую историю о себе может рассказать каждый пятый латвиец. Можно ли сбросить с себя бремя долгов, которые загоняют человека в пожизненную кабалу?
"Такая возможность существует — нужно объявить себя банкротом, — говорит администратор процессов неплатежеспособности Рено Туменс. — Расскажу, как это может сделать частное лицо (здесь и ниже речь будет идти только о физических, а не юридических лицах. — М. Б.)".
Пятилетка на расчеты
— В Латвии процесс банкротства процедура долгая — до пяти лет, мучительная и сопряженная с крупными расходами. В проекте нового Закона о неплатежеспособности записано: если человек погашает 80% от основного долга, то процесс длится 1 год, если 70% — то 2 года, если 50% — то три года, если 35% — 4 года, если 20% — то 5 лет. Если же человек не может погасить эти 20%, он вообще не может быть признан банкротом.
Находиться в таком положении очень нелегко психолочески. Кроме того, на это время человек обязан все свои деньги, за исключением необходимого для жизни минимума, направлять на погашение долга. Ладно, если человек работает и у него есть из чего погашать задолженность. Ну а если человек, к примеру, четыре года добросовестно платил, а на пятый заболел, потерял работу и т. п. — и сорвал план банкротства. Тогда ты по–прежнему всем должен, к тому же и проценты все восстановятся…
Использовать еврошанс
— Самые благоприятные ля должника условия предоставляет законодательство Англии, — продолжает г–н Туменс. — Наше законодательство во многом базируется на морали начала прошлого века: взял — отдай. Не можешь — будешь должен по гроб жизни, и не только ты сам, но и твои дети, и внуки. Даже если в том, что не можешь отдать долг, виноват не ты, а объективные обстоятельства.
А в Англии считают так: если человек взял кредит законно, добросовестно выполнял все условия, взятые в долг средства использовал исключительно в рамках договора, но по каким–то объективным причинам долг полностью вернуть не может, то эти долги путем процесса банкротства просто списывают.
В этом разница подходов! У нас вся ответственность возлагается на того, кто взял кредит. А там — пропорционально разделяется между тем, кто дал и тем, кто взял. То есть кредитное учреждение тоже несет риски. И должно обезопасить себя — например, взять какой–то залог, по–другому перестраховаться. Это нормально, ведь банки получают миллионные бонусы, там работают квалифицированные люди, эксперты, получившие соответствующее образование. Они способны просчитать разные варианты развития событий на несколько лет вперед! В отличие, скажем, от рядового строителя или даже бизнесмена средней руки.
С присоединением Латвии к ЕС на нас также начала распространяться Регула о процедуре неплатежеспособности (1346/2000 от 29 мая 2000 года). Она находится над национальными законодательствами, так что ее вполне могут использовать в своих интересах и латвийцы. Согласно этой регуле, человек может объявить о своей неплатежеспособности по месту своего основного нахождения и по тем законам, которые действуют именно в этом государстве.
— Иными словами, потенциальный банкрот может поехать в Англию и пройти эту неприятную процедуру "по облегченному варианту"?
— Не все так просто. Предварительно надо произвести определенные действия. Человек обязан поставить в известность своих кредитодателей, что вынужден уехать на заработки, поскольку иначе не может расплатиться с долгами, дать определенную информацию — куда едет, где будет работать, сколько будет зарабатывать (если, конечно, это ему самому известно). Затем приехать в Англию, официально там устроиться на работу, проработать не менее полугода. По истечении этого времени Англия юридически становится местом основного нахождения. Человек получает право претендовать на защиту английских законов. И лишь тогда можно начинать процедуру банкротства.
Только для честных!
— Когда человек объявляет о своей неплатежеспособности, ему назначается администратор, который занимается продажей имущества банкрота и рассчитывается, насколько возможно, с кредитодателями. По истечении примерно года дело передается в суд (английский, разумеется), где администратор докладывает, что для погашения долгов сделано все, что возможно, что человек за это время никаких излишеств себе не позволял и для погашения своих долгов сделал все, что мог. На основании этого доклада судья принимает решение, что человек чист и претензий к нему больше нет… Остаток долга просто списывается.
— В Англии — возможно. А в Латвии?
— И в Латвии тоже. Законодательство предполагает, что решение, принятое судом на территории ЕС в одной стране, распространяется и на другие страны. Так что, если житель Латвии какое–то время спустя возвращается на родину, он полностью свободен от каких–либо долговых обязательств. Но — хочу подчеркнуть — такой порядок действует исключительно на территории ЕС.
Но, конечно, не надо думать, что в Англии путь к банкротству усыпан розами. Если зарплата выше минимальной, с нее тоже удерживается определенный процент в погашение долга. Человек также оплачивает все расходы, сопряженные с процедурой банкротства. Там так же, как и здесь, администратор распродает имущество должника (если таковое имеется — поскольку бывает, что к моменту объявления неплатежеспособности человек, образно говоря, уже гол как сокол). Там достаточно высокая госпошлина, существуют ограничения на право занимать определенные должности… Хотя при любом раскладе расходы на весь процесс в целом как минимум в 2 раза ниже , чем у нас.
Но главное, английское законодательство лояльно к людям, попавшим в тяжелое положение не по своей вине, но нетерпимо к нарушителям и тем более мошенникам. Если человек, к примеру, брал кредит с одной целью, а использовал по–другому (скажем, оформлял кредит на покупку жилья, а пустил на бизнес и прогорел). Криминал там пресекается жестко. Если что–то такое проскальзывает, весь процесс тут же тормозится, и человек попадает под уголовное преследование. И это, поверьте, гораздо хуже, чем даже процедура банкротства в Латвии.
— Итак, можно прогнозировать, что скоро вслед за латвийскими гастарбайтерами в Англию полетят и латвийские банкроты?
— Я не предсказатель и тем более не призываю людей покидать Латвию. Однако считаю своим долгом юриста подсказать людям путь, как выйти из трудной жизненной ситуации с минимальными потерями. К примеру, в Германии законодательство в отношении к должникам схоже с латвийским, и немцы очень активно используют возможность "банкротства по–английски". А что касается жителей Латвии, то о такой возможности знают пока немногие. Но вместе с тем в Англии на фирмах, которые обслуживают банкротства юридических лиц–иностранцев на территории Англии по английским законам (это их специфика), уже имеются сотрудники, говорящие на русском языке. Англичане — предусмотрительные люди и понимают, очевидно, что спрос на эту услугу будет…
Цифры
По данным Регистра предприятий, на сегодняшний день всего принято к рассмотрению 165 заявлений частных лиц о начале процесса банкротства, а объявлен процесс неплатежеспособности лишь по 56 заявлениям. Иными словами, какое–то движение получила лишь треть заявлений. А время идет, процентный "счетчик" крутится…
"Вести Сегодня" № 17.