Добавлено: 02 авг 2007, 08:17
http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID=791595
Правила игры
Газета "КоммерсантЪ" № 135(3711) от 01.08.2007
Недавно знакомый арбитражный управляющий восхищался четкостью и слаженностью банкротства ЮКОСа: "Все по графику, все выверено, никаких сбоев! Такое возможно только при сильном руководстве и четко поставленной задаче". С ЮКОСом все понятно: банкротство нефтекомпании затеяло государство для передачи ее основного бизнеса компании "Роснефть", подконтрольной государству. Это лишний раз доказывает, что банкротство было и остается наиболее эффективным способом передела собственности.
Сегодня арбитражный суд Москвы проведет первое заседание по делу о признании банкротом ОАО "Волжское нефтеналивное пароходство 'Волготанкер'" -- некогда крупнейшего речного перевозчика Волжско-Камского бассейна. Проблемы "Волготанкера" эксперты давно сравнивали с ситуацией в ЮКОСе, структуры которого управляли пароходством до 2000 года. В 2004 году его уличили в налоговых махинациях с возмещением из бюджета экспортного НДС. В результате налоговые претензии к "Волготанкеру" за 2001-2005 годы составили 3,98 млрд руб.; были возбуждены два уголовных дела, одно из которых слушается сейчас в суде, а трое топ-менеджеров объявлялись в международный розыск. Отсутствие менеджмента, а также арест имущества пароходства уже второй сезон не позволили ему открыть навигацию. 353 судна "Волготанкера", среди которых нефтеналивные танкеры класса река-море (ранее ходили до Гамбурга и Роттердама), ржавеют на приколе, а Росморречфлот в отчете за 2006 год зафиксировал падение объемов перевозок нефтепродуктов на 6,5 млн тонн. Приватизация 20-процентного госпакета акций "Волготанкера" так и не состоялась.
Но дело о банкротстве компании, перспективы которого обсуждаются уже больше двух лет, налоговики инициировали лишь 26 июня. До этого Минтрансу, выступающему за скорейшую смену собственника "Волготанкера", не удавалось получить согласия правительства. Проблемой считалось отсутствие потенциального собственника, хотя круг интересантов все время расширялся -- от "Рособоронэкспорта" до пятерки нынешних лидеров рынка речного пароходства. Однако и сейчас, когда дело о банкротстве уже возбуждено, претендент на активы "Волготанкера" до конца не определен. Источник Ъ, знакомый с ситуацией, рассказал, что в разделе имущества компании готовы участвовать различные группы, среди которых вероятен конфликт интересов. Отсутствие генеральной линии грозит, например, большими сложностями при проведении первого собрания кредиторов, которое решает судьбу компании.
Сегодня арбитражный суд может ввести в "Волготанкере" процедуру наблюдения и назначить временного управляющего. Его задачей на ближайшие семь месяцев (на этот срок обычно вводится наблюдение) станет охрана имущества, анализ финансового состояния компании и выявление ее кредиторов. А управление пароходством -- обязанность менеджмента, который в период наблюдения должен продолжать работу. Однако менеджеры под судом либо за границей, а конечный владелец примерно 80% акций "Волготанкера", оформленных на офшорные компании, не установлен. В такой ситуации не поможет даже снятие в момент введения наблюдения ареста с судов и счетов пароходства.
Скорее всего, предположил мой источник, пароходство продолжит простаивать и флот проржавеет окончательно. Это лишит возможные инвестиции всякого смысла, тем более что зарубежные порты скоро ужесточат экологические требования к судам. С переделом собственности государство попросту опоздало: теперь "Волготанкер" может ожидать раздел флота для малой навигации по Волге.
прогнозирует арбитражный обозреватель Ъ Ольга Ъ-Плешанова
Правила игры
Газета "КоммерсантЪ" № 135(3711) от 01.08.2007
Недавно знакомый арбитражный управляющий восхищался четкостью и слаженностью банкротства ЮКОСа: "Все по графику, все выверено, никаких сбоев! Такое возможно только при сильном руководстве и четко поставленной задаче". С ЮКОСом все понятно: банкротство нефтекомпании затеяло государство для передачи ее основного бизнеса компании "Роснефть", подконтрольной государству. Это лишний раз доказывает, что банкротство было и остается наиболее эффективным способом передела собственности.
Сегодня арбитражный суд Москвы проведет первое заседание по делу о признании банкротом ОАО "Волжское нефтеналивное пароходство 'Волготанкер'" -- некогда крупнейшего речного перевозчика Волжско-Камского бассейна. Проблемы "Волготанкера" эксперты давно сравнивали с ситуацией в ЮКОСе, структуры которого управляли пароходством до 2000 года. В 2004 году его уличили в налоговых махинациях с возмещением из бюджета экспортного НДС. В результате налоговые претензии к "Волготанкеру" за 2001-2005 годы составили 3,98 млрд руб.; были возбуждены два уголовных дела, одно из которых слушается сейчас в суде, а трое топ-менеджеров объявлялись в международный розыск. Отсутствие менеджмента, а также арест имущества пароходства уже второй сезон не позволили ему открыть навигацию. 353 судна "Волготанкера", среди которых нефтеналивные танкеры класса река-море (ранее ходили до Гамбурга и Роттердама), ржавеют на приколе, а Росморречфлот в отчете за 2006 год зафиксировал падение объемов перевозок нефтепродуктов на 6,5 млн тонн. Приватизация 20-процентного госпакета акций "Волготанкера" так и не состоялась.
Но дело о банкротстве компании, перспективы которого обсуждаются уже больше двух лет, налоговики инициировали лишь 26 июня. До этого Минтрансу, выступающему за скорейшую смену собственника "Волготанкера", не удавалось получить согласия правительства. Проблемой считалось отсутствие потенциального собственника, хотя круг интересантов все время расширялся -- от "Рособоронэкспорта" до пятерки нынешних лидеров рынка речного пароходства. Однако и сейчас, когда дело о банкротстве уже возбуждено, претендент на активы "Волготанкера" до конца не определен. Источник Ъ, знакомый с ситуацией, рассказал, что в разделе имущества компании готовы участвовать различные группы, среди которых вероятен конфликт интересов. Отсутствие генеральной линии грозит, например, большими сложностями при проведении первого собрания кредиторов, которое решает судьбу компании.
Сегодня арбитражный суд может ввести в "Волготанкере" процедуру наблюдения и назначить временного управляющего. Его задачей на ближайшие семь месяцев (на этот срок обычно вводится наблюдение) станет охрана имущества, анализ финансового состояния компании и выявление ее кредиторов. А управление пароходством -- обязанность менеджмента, который в период наблюдения должен продолжать работу. Однако менеджеры под судом либо за границей, а конечный владелец примерно 80% акций "Волготанкера", оформленных на офшорные компании, не установлен. В такой ситуации не поможет даже снятие в момент введения наблюдения ареста с судов и счетов пароходства.
Скорее всего, предположил мой источник, пароходство продолжит простаивать и флот проржавеет окончательно. Это лишит возможные инвестиции всякого смысла, тем более что зарубежные порты скоро ужесточат экологические требования к судам. С переделом собственности государство попросту опоздало: теперь "Волготанкер" может ожидать раздел флота для малой навигации по Волге.
прогнозирует арбитражный обозреватель Ъ Ольга Ъ-Плешанова