Субсидиарная ответственность в случае банкротства

Публикуем новости о банкротствах, обсуждаем актуальные темы

Субсидиарная ответственность в случае банкротства

Сообщение Эль » 27 окт 2011, 12:28

Законодательство о банкротстве преследует цель погашения задолженности должника перед кредитором. Но на практике чаще всего бывает так, что размер требований кредиторов многократно превышает стоимость имущества должника. При этом, зачастую, невозможность рассчитаться по долгам с кредиторами в деле о банкротстве из-за недостаточности имущества является следствием действий лиц, контролирующих должника. Для защиты кредиторов законодатель предусмотрел возможность привлечения к дополнительной (субсидиарной) ответственности лиц, виновных в банкротстве должника. В связи с этим хозяйствующим субъектам, отвечающим признакам неплатежеспособности и стоящим на грани банкротства, следует иметь ввиду, что законодательство о банкротстве позволяет кредиторам рассчитывать на удовлетворение своих требований в полном объеме - если не за счет должника-банкрота, то за счет его руководителя или учредителя.

Нормы о возложении субсидиарной ответственности за доведение юридического лица до банкротства предусмотрены частью первой ГК РФ (абз.2 п.3 ст.56), Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ (ст. 2 указанного Закона введено понятие «контролирующих лиц», из смысла п.4 ст. 10 следует, что контролирующие должника лица солидарно несут субсидиарную ответственность по денежным обязательствам должника и (или) обязанностям по уплате обязательных платежей), Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.1998 г. (ч.3 ст. 3), Федеральным законом «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.1995 г. (п.3 ст. 3), Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» № 161-ФЗ от 14.11.2002 г. (п.2 ст.7)

«Субсидиарная» ответственность означает «дополнительная»: если имущества юридического лица недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, то долги могут быть взысканы из личного имущества руководителя, учредителя. Для привлечения должностных и контролирующих лиц должника к субсидиарной ответственности мало доказать факт дачи обязательных для исполнения указаний, необходимо так же установить причинно-следственную связь в действиях вышеуказанных лиц и неблагоприятных последствий в виде причинения имущественного вреда интересам кредиторов, то есть невозможности погасить свои долги.

Ниже, приведены условия привлечения должностных и контролирующих лиц должника к субсидиарной ответственности.

  1. Должен быть надлежащий субъект ответственности, т.е. лицо, обладающее правом давать обязательные указания либо возможностью иным образом определять действия юридического лица (см., например, Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 апреля 2008 года № КГ-А40/2650-08-П). В соответствии с положениями ГК РФ (абз.2 п.2 ст.56) к субъектам субсидиарной ответственности относятся: учредители (участники), собственники имущества юридического лица и другие лица, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия. Кроме того, п. 5 ст. 10 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» прямо относит к числу субъектов ответственности руководителя должника.
  2. Должен быть подтвержден факт банкротства юридического лица, т.е. привлечение должностных или контролирующих должника лиц, возможно только после вступления в законную силу решения арбитражного суда о признании должника банкротом
  3. Должна быть причинно-следственная связь, т.к. она является обязательным элементом гражданско-правовой ответственности, при этом бремя доказывания возлагается на истца. Тут необходимо доказать, каким образом действия или бездействия должностных, контролирующих лиц должника довели до банкротства. В целях установления причинно-следственной связи между действиями ответчика (субъекта субсидиарной ответственности) и несостоятельностью должника, как правило, используют данные бухгалтерской отчетности, материалы финансового анализа, позволяющие оценить сроки и динамику уменьшения имущества юридического лица. Кроме того, исследуются вопросы того, является ли банкротство непосредственным следствием действий ответчика, или к банкротству привели какие-либо иные причины. Вопрос доказывания причинно-следственной связи в действиях ответчика по доведению юридического лица до банкротства является наиболее сложным и далеко не всегда удается истцу (см., например, Определение Высшего арбитражного суда РФ от 31 мая 2010 года N ВАС-6431/10; Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 марта 2010 года N КГ-А40/1948-10; Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 октября 2009 года N Ф03-5354/200).
  4. Должна быть вина субъектов субсидиарной ответственности в банкротстве должника, т.к. в силу п.4 ст.10 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» одним из необходимых условий для возложения субсидиарной ответственности по обязательствам должника является вина соответствующего лица в доведении до банкротства (см., например, Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 июня 2011 года N Ф04-2903/11 по делу N А03-6321/2009; Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 мая 2011 года N Ф02-1739/11 по делу N А19-18170/09). Вина выражается в неисполнении лицом обязанностей принимать должные меры, направленные на соблюдение прав третьих лиц, а также соблюдать должную степень разумности, заботливости и осмотрительности. С целью доказывания вины ответчика по делам о доведении до банкротства выясняются различные обстоятельства, указывающие на умысел или небрежность, допущенные ответчиком при даче указаний должнику, в совершении от его имени сделок или иных юридических действий.

В соответствии с положениями ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» специальным субъектом субсидиарной ответственности в деле о банкротстве является руководитель организации-банкрота. Ответственность руководителя предусмотрена за неподачу заявления должника в случаях, установленных ст. 9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В силу п. 2 ст. 9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в указанных случаях не позднее, чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств. Кроме того, субсидиарная ответственность руководителя может наступить за нарушение обязательного порядка составления, ведения и хранения документов бухгалтерского учета и отчетности, выразившееся в отсутствии таких документов (или в отсутствии в них необходимых сведений об имуществе и обязательствах должника) либо в искажении их содержания (ст.7 Федерального закона «О бухгалтерском учете» N 129-ФЗ от 21.11.1996). В отличие от субсидиарной ответственности контролирующих лиц размер ответственности руководителя по этому основанию не может быть уменьшен судом, как допускает п. 4 ст. 10 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Также применительно к данному случаю законодателем сформулирован усеченный состав нарушения, т.е. для возложения ответственности достаточно лишь доказать факт отсутствия или искажения документов, содержащих сведения об имуществе должника, и руководитель как специальный субъект по специальной норме будет привлечен к субсидиарной ответственности по всем долгам банкрота.

В соответствии с п. 4 ст. 10 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что контролирующие должника лица солидарно несут субсидиарную ответственность по денежным обязательствам должника и (или) обязанностям по уплате обязательных платежей с момента приостановления расчетов с кредиторами по требованиям о возмещении вреда, причиненного имущественным правам кредиторов в результате исполнения указаний контролирующих должника лиц, или исполнения текущих обязательств при недостаточности его имущества, составляющего конкурсную массу. Контролирующие лица признаются солидарными должниками. Солидарные должники – это лица, которые совместно несут ответственность по всем обязательствам. При этом кредитор имеет право предъявлять требования как к одному из этих лиц, так и сразу ко всем. Формулировка п. 4 ст. 10 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» означает, что конкурсный управляющий или кредитор (п. 12 ст. 142 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») при недостаточности имущества организации-банкрота для полного удовлетворения требований кредиторов привлекает к ответственности любое лицо или любых лиц, которые признаются контролирующими должника, и привлекает их в любом размере в пределах суммы непогашенной задолженности.

Поскольку в некоторых ситуациях данное положение было бы несправедливым по отношению к указанным лицам, законодатель ввел основания для снижения или освобождения от субсидиарной ответственности конкретного лица, к которому обращены соответствующие требования. Право снижать размер ответственности или совсем освобождать от нее принадлежит суду. Так, арбитражный суд, установив, что размер вреда, причиненного имущественным интересам кредиторов по вине контролирующего лица, оказался существенно меньше размера обращенных к нему требований, может уменьшить размер ответственности, и контролирующее лицо вообще не подлежит привлечению к субсидиарной ответственности по этим основаниям, если докажет, что действовало в интересах организации-должника добросовестно и разумно. Определять, являются ли конкретные действия, совершенные в интересах должника, разумными и добросовестными, суд будет на свое усмотрение в каждом конкретном случае.

Условия возложения субсидиарной ответственности в налоговой сфере несколько отличаются от субсидиарной ответственности в гражданском праве. В налоговых правоотношениях отсутствует волевой элемент, так как основной должник (организация) не имеет денежных средств, необходимых для погашения налоговой задолженности. Согласно п. 2 ст. 49 НК РФ: «Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством РФ». Таким образом, возможность применения субсидиарной ответственности по налоговым долгам предусмотрена законодательством о налогах и сборах, но в порядке, установленном гражданским законодательством. В соответствии со ст. 399 ГК РФ до предъявления требований о возложении субсидиарной ответственности кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Кроме того, п. 2 ст. 49 НК РФ, устанавливающий возможность субсидиарной ответственности участников/учредителей по налоговым долгам компании, действует исключительно в случае банкротства юридического лица по вине ее участников.
Можно определить следующие условия ответственности участников (учредителей) организаций по налоговым долгам:
  • ликвидация компании как последствие ее банкротства;
  • недостаточность денежных средств компании;
  • вина участников в доведении компании до банкротства.
Отсутствие хотя бы одного из условий делает невозможным предъявление налоговым органом требований участникам компании по уплате долгов перед бюджетом. Сложной задачей выступает установление вины участников в банкротстве компании. Участники юридического лица должны действовать с прямым умыслом. Ликвидация не всегда может быть вызвана несостоятельностью компании. В ст. 61 ГК РФ установлены основания для ликвидации организации. Поэтому в случае если ликвидация компании не является следствием его банкротства, то отсутствуют основания для применения п. 2 ст. 49 НК РФ и взыскания с участников долгов по налогам.

Пункт 12 ст. 142 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» дает конкурсным кредиторам и уполномоченным органам возможность самостоятельно требовать привлечения соответствующих лиц к субсидиарной ответственности, если их требования не были удовлетворены за счет конкурсной массы. Кроме того, ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предоставляет кредиторам право либо самостоятельно, наравне с конкурсным управляющим, подать такое заявление (п. 12 ст. 142 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), либо инициировать его подачу иным образом - путем принятия решения на собрании кредиторов (комитетом кредиторов) о подаче конкурсным управляющим заявления о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих лиц (п. 6 ст. 10 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). В обоих случаях данное заявление рассматривается в рамках дела о банкротстве конкретного юридического лица.

Источник: http://www.klerk.ru/law/articles/246265/
Эль
 
Сообщений: 192
Зарегистрирован: 17 окт 2011, 09:00

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1