Российский союз СРО арбитражных управляющих обобщил предложения по изменению регулирования процессов банкротства в России

Публикуем новости о банкротствах, обсуждаем актуальные темы

Российский союз СРО арбитражных управляющих обобщил предложения по изменению регулирования процессов банкротства в России

Сообщение Nata » 09 июл 2018, 15:35

Российский союз саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (РССОАУ) направил в Госдуму РФ законопроект, меняющий регулирование процессов банкротства в части функционирования должников в процедурах несостоятельности, приоритетности удовлетворения требований кредиторов, назначения и деятельности арбитражных управляющих.

Законопроект подготовлен федеральными органами исполнительной власти, экспертным сообществом, РССОАУ и крупными кредиторами. Предложенные нормы позволят существенно, более чем на 100 млрд рублей в трехлетнем бюджетном цикле, увеличить поступления платежей в бюджет, говорится в письме главы совета нацобъединения Дмитрия Скрипичникова.

Защита интересов государства и работников

Документ предлагает предоставить собранию кредиторов возможность принятия решения о продолжении полностью или частично хозяйственной деятельности должника в ходе конкурсного производства, в ином случае хозяйственная деятельность должна быть прекращена. Решение о продолжении деятельности может быть оспорено, если будет доказано, что она является заведомо убыточной. По мнению разработчиков, данная норма поможет исключить возможность ведения деятельности в целях недобросовестного создания искусственной задолженности, и повысит защищенность требований государства.

«На практике мы довольно часто сталкиваемся с ситуациями, когда в связи с продолжением убыточной хозяйственной деятельности в конкурсном производстве накапливаются текущие непогашенные платежи в объемах, сопоставимых с задолженностью, включенной в реестр требований кредиторов. Законопроект предполагает обязанность конкурсного управляющего прекратить такую деятельность, если само по себе прекращение не повлечет неблагоприятных социальных, экологических или техногенных последствий. При этом кредиторы имеют возможность оценить экономические последствия и принять решение о продолжении текущей деятельности», - прокомментировал замдиректора ООО "Центр проблем банкротства" Денис Воротынцев.

Еще одной нормой, направленной на обеспечение экономических интересов государства, является изменение режима требований по налоговым и другим обязательным платежам. Разработчики предлагают определять сокрытые должником суммы неуплаченных налогов в качестве требований, обеспеченных залогом.

Законопроект вводит возможность градации реестровых требований кредиторов второй очереди, среди которых зарплата работников и страховые взносы, взамен их пропорционального удовлетворения. Право на такую градацию предоставляется арбитражному управляющему, в соответствии с судебным решением.

«Часто возникают ситуации, когда задолженность по заработной плате, НДФЛ и выплатам Пенсионный фонд, возникшие в период процедуры наблюдения, в силу принципа соблюдения календарной очередности, не позволяют арбитражному управляющему выплачивать заработную плату уже в конкурсном производстве тем работникам, сохранение которых необходимо для осуществления процедуры. Это нередко приводит к проведению проверок в отношении арбитражных управляющих, попыткам их привлечения к административной и уголовной ответственности, а также провоцирует рост социальной напряженности, особенно в небольших населенных пунктах. Данный законопроект устанавливает четкий порядок действий управляющего для разрешения ситуации, что позволит с одной стороны снизить такую социальную напряженность, а с другой – избавит управляющего от необоснованных претензий», - прокомментировал арбитражный управляющий Кирилл Ноготков.

Для решения проблемы зависимости арбитражных управляющих, на которую ранее неоднократно указывала ФНС России, вводится норма о том, что при наличии нескольких заявлений кредиторов о признании должника банкротом, суд утверждает управляющего, кандидатура которого указана в заявлении кредитора, не являющегося заинтересованным по отношению к должнику.

Смена модели финансирования деятельности управляющих

Документ предлагает концептуальные изменения регулирования деятельности арбитражных управляющих. По мнению партнера юридической компании Trendlaw Владимира Ефремова, законопроект построен по принципу «кнута и пряника»: повышение финансовых требований к работе управляющих сопровождается расширением их полномочий в части обеспечительных мер и введением пошлин и предельных сроков на подачу жалоб.

Разработчики предлагают вознаграждение управляющего объединить с расходами на привлеченных лиц, и фиксированную часть вознаграждения выплачивать после завершения процедуры, а не ежемесячно, как сейчас. Возможно авансирование вознаграждения, по решению суда.

В свою очередь, процентная часть вознаграждения управляющего будет зависеть от реального размера удовлетворенных требований кредиторов. При этом устанавливается надбавка за сложность процедур: управляющий получает дополнительное вознаграждение при оспаривании сделок, реализации дебиторской задолженности, привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности. Эти меры направлены на сокращение сроков проведения процедур и более полное удовлетворение требований кредиторов, сказано в письме.

Изменение системы вознаграждения позитивно для кредиторов и экономики, но негативно для арбитражных управляющих, отмечают эксперты.

«Арбитражный управляющий будет получать доходы в будущем, которые даже не покроют его расходы, то есть фактически финансирование процедуры ложится на плечи арбитражного управляющего», - указывает юрист практики реструктуризации и банкротства Art de lex Юлия Шилова. Вносимые изменения в порядок выплаты вознаграждения арбитражному управляющему не разрешает проблему независимости арбитражных управляющих, считает эксперт.

«Непонятно, почему арбитражный управляющий должен ждать завершения процедуры, которая, исходя из наших реалий, может длиться годами. Вознаграждение арбитражного управляющего – это оплата его труда, которая, как и в любой сфере профессиональной деятельности должна оплачиваться своевременно для обеспечения достойной жизни гражданина», - отмечает советник Saveliev, Batanov & Partners Радик Лотфуллин.

С такими оценками согласен управляющий партнер АБ «Бартолиус», член совета Адвокатской палаты г. Москвы Юлий Тай. Но при этом он отмечает, что дифференциация вознаграждения с учетом оспоренных сделок, взыскания дебиторской задолженности, привлечения к субсидиарной ответственности, является положительным моментом, так как, во-первых, это будет стимулировать арбитражных управляющих к своевременному качественному исполнению своих обязанностей, а во-вторых, устанавливать справедливое вознаграждение за проделанную работу. «Ведь не секрет, что для привлечения к субсидиарной ответственности или оспаривания сделок должника необходимо проработать огромный объем информации и т.д. Соответственно, такая дифференциация отвечает принципу справедливости, что благоприятно будет влиять и на управляющих, и на кредиторов, а в конечном счете и на государство в целом», - говорит Юлий Тай.

Суммирование расходов управляющего и привлеченных им лиц может привести к невозможности или нежелании управляющего привлекать высококлассных иностранных юристов, например, для поиска активов за рубежом и приведения в исполнение решений российских судов в иностранных юрисдикциях, говорит старший юрист группы по разрешению споров Бейкер Макензи Павел Новиков.

«Затягивать процедуры банкротства станет невыгодно, а это положительный фактор и для кредиторов, и для экономики. При этом основной вопрос профессионалов рынка к законопроекту в первоначальной редакции снят – теперь расходы на обеспечение сохранности имущества должника будут относиться к обязательным текущим платежам из конкурсной массы, а не из кармана управляющего», - комментирует руководитель правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры" Эдуард Олевинский.

«Эффективность процедур должна возрасти, для нас это самое главное, осталось только найти квалифицированных и обеспеченных управляющих, которые смогут позволить себе отработать процедуру в аванс», - говорит Владимир Ефремов.

«В последние годы в суды поступают многочисленные жалобы от кредиторов в делах о банкротстве, основанием для которых, помимо прочего, служит затягивание сроков процедуры», - отмечает старший юрист по проектам в области банкротства VEGAS LEX Анна Евдокимова. Изменения позволят снизить количество «технических» заявлений об оспаривании сделок и взыскании дебиторской задолженности, считает эксперт.

Вознаграждение арбитражных управляющих за процедуру конкурсного производства по данным за 1 кв. 2018 снизилось на 2% в среднем до 26,7 тыс. рублей в месяц по сравнению с данными за 1 кв. 2017 года, опубликованными в «Федресурсе» (Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, fedresurs.ru). Расчет производился по сведениям, указанным арбитражными управляющими в отчетах, без учета данных о нулевом вознаграждении и значениях свыше 500 тыс. рублей в месяц.

Из этого количества в 49% всех процедур в январе-марте 2018 года управляющие получили до 30 тысяч рублей, то есть их вознаграждение не превысило установленную законом о банкротстве минимальную фиксированную сумму. В 35% общего количества отчетов управляющие указали нулевое полученное вознаграждение.

Изменения в системе страхования и привлечения к ответственности управляющего

Законопроект меняет систему страхования ответственности арбитражных управляющих. Минимальная сумма страхования ответственности увеличивается в два раза до 20 млн рублей. Дополнительная сумма страховки, в пределах лимитов, устанавливаемых нацобъединением, относится на конкурсную массу.

«Закрепление частичного страхования за счет конкурсной массы считаю нормальным и правильным явлением, потому что при любом банкротстве усматривается связь между деятельностью общества и последствиями, которые наступили в процедуре, но управляющий к ним не имеет отношение (произошло из-за деятельности самого общества), следовательно, совершенно разумно и справедливо, что неблагоприятные последствия возмещаются за счет конкурсной массы должника», - отмечает Юлий Тай.

В качестве меры, призванной защитить арбитражных управляющих, предлагается установить предельный срок для обжалования действий или бездействия управляющего в шесть месяцев с момента, когда лицо узнало о нарушении, а также ввести госпошлину, которую платит податель жалобы.

«Очередное увеличение размера обязательной страховки мне кажется преждевременным. Проблема сегодня не в недостатке страховой суммы, а в отсутствии крупных страховщиков – они покинули этот рынок из-за неопределенности срока для претензий, им порой предъявляются убытки десятилетней давности», - говорит Эдуард Олевинский. Здесь очень важна норма законопроекта об ограничении срока на обжалование действий (бездействия) арбитражного управляющего, стоило бы дождаться ее введения, и лишь спустя некоторое время увеличивать минимальную сумму обязательной страховки, считает он.

«Введение пошлины за жалобы на действия или бездействие управляющих может сработать как сдерживающий фактор на бессмысленные и зачастую необоснованные жалобы. Управляющим не придется тратить дополнительное время на противодействие таким «жалобам ради жалоб», что также должно управляющим дать возможность работать эффективнее», говорит Павел Новиков из Бейкер Макензи.

«Поскольку арбитражный управляющий находится под постоянной угрозой потери профессии, то он вынужден тратить время не на выполнение задач, соответствующих процедуре банкротство, а на бессмысленные судебные и внесудебные разбирательства, где вынужден доказывать малозначительность вреда в пропуске публикации на 1 -2 дня. Введение государственной пошлины отсеет количество жалоб либо, как минимум, ограничит их количество», - отмечает юрист практики реструктуризации и банкротства Art de lex Юлия Шилова.

«Увеличение страховой суммы позволит минимизировать риски кредиторов, связанные с действиями (бездействием) управляющего», - говорит Анна Евдокимова из VEGAS LEX.

Количество рассмотренных судами жалоб на действие или бездействие арбитражного управляющего в первом полугодии 2018 года выросло на 7% до 2185 шт. к аналогичному периоду 2017 года, доля удовлетворенных жалоб снизилась до 22% с 25%, следует из данных «Федресурса».

Усиление роли саморегулирования

Разработчики предлагают также усилить роль саморегулирования деятельности арбитражных управляющих. В настоящее время ни саморегулируемые организации (СРО), ни нацобъединение не имеют полномочий для того, чтобы обеспечивать «чистоту профессии», в результате чего саморегулирование превращается в фикцию, сказано в письме. Предлагается ввести обязательное членство СРО в национальном объединении, и передать нацобъединению функции по приему экзаменов при входе в профессию. В качестве источника финансирования деятельности нацобъединения и СРО устанавливается процент от вознаграждения управляющих.

«Увеличение страховой суммы и обязательное членство в Национальном объединении является положительным предложением. Через Национальное объединение законодатель намерен упорядочить контроль над деятельностью управляющих. Вероятно, это первый шаг к возможной зачистке рынка от недобросовестных и некомпетентных арбитражных управляющих», - прокомментировал партнер АБ "Барщевский и партнеры" Павел Хлюстов.

По мнению управляющего партнера АБ «Бартолиус», члена совета Адвокатской палаты г. Москвы Юлия Тая, обязательное членство СРО в национальном объединении является положительным моментом и должно способствовать наведению порядка в СРО по России, установлению единых стандартов. «Вместе с тем, данная конструкция будет работать, только если на законодательном уровне сохранится независимость СРО, профессии арбитражных управляющих в целом, и не будет создано “министерства банкротства”», отмечает он. При этом количество полномочий у данного органа должен быть строго ограничено, с целью поддержания идеологии свободной профессии арбитражного управляющего, говорит Юлий Тай.

«Реформа саморегулируемой деятельности направлена на повышение уровня подготовленности и профессионализма арбитражных управляющих, создание дополнительного уровня контроля за деятельностью управляющих. Однако, отчисление процента от вознаграждения арбитражного управляющего могут существенно увеличить стоимость банкротных процедур», - отмечает Павел Новиков.

Обеспечительные меры в отношении имущества должника

Законопроект содержит положения о наделении управляющих полномочиями по принятию обеспечительных мер в отношении имущества должника для предотвращения вывода такого имущества. Эксперты видят риски в применении этих норм.

«Необычно выглядит соотношение временного запрета на отчуждение имущества, который выносит арбитражный управляющий, и последующих мер обеспечения, налагаемых судом. Норма сконструирована так, что не очень понятно – то ли суд проверяет наложенный арбитражным управляющим запрет, то ли он принимает собственные меры обеспечения, а временный запрет служит в качестве заявления о принятии определенных мер. Это может повлечь за собой разнородную судебную практику. Первым встанет вопрос о сроке судебных мер обеспечения – будут они ограничиваться 60 днями, на которые возможен временный запрет арбитражного управляющего, или нет», - говорит Эдуард Олевинский.

«Предоставление квазигосударственных полномочий частным лицам ставит вопрос об ответственности государства за действия арбитражных управляющих. Насколько я помню, именно независимость управляющих от Российской Федерации позволила в недавнем прошлом обосновать отказ в привлечении России к ответственности за их действия в Европейском Суде по правам человека (Kotov v. Russia, жалоба N 54522/00, постановление Большой Палаты от 03.04.2012). Делегация государственных полномочий поставит под вопрос применимость этой же позиции ЕСПЧ в дальнейшем», - отмечает партнер "Синум АДВ", старший преподаватель МГЮА Евгений Суворов.

Сама идея является интересный, но уровень доверия к арбитражным управляющим пока не позволяет претворить ее в жизнь, уверен Павел Хлюстов. «Если эта новелла будет одобрена в предложенной редакции, нас ждут массовые злоупотребления», - считает он.

Впрочем, старший юрист группы по разрешению споров Бейкер Макензи Павел Новиков наделение управляющих полномочиями принимать обеспечительные меры в отношении имущества должника считает одной из важнейших норм, предлагаемых законопроектом. «Это может создать столь необходимый защитный механизм от вывода активов даже в рамках банкротства (например, на стадии наблюдения), даст возможность защитить активы должника в процессе рассмотрения судом требований о признании должника банкротом, который часто затягивается ввиду активного противодействия должника, высокой загруженности судов и т.д. Хотя, конечно, срок на такой временный запрет в 60 дней представляется недостаточным», - отмечает он.

Источник заимствования: Федресурс
Аватар пользователя
Nata
Команда РИТ
 
Сообщений: 1300
Зарегистрирован: 13 июн 2013, 10:46
Откуда: Ижевск

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron