Астероидные команды обречены

Публикуем новости о банкротствах, обсуждаем актуальные темы

Сообщение vva » 30 июл 2007, 08:50

http://www.mn.ru/issue.php?2007-29-17

Астероидные команды обречены
Война ресурсов перекинулась из столицы в регионы
Наталья Алякринская


Астероидные команды обречены

Москва в начале века приняла на себя первый и самый мощный удар рейдеров. Исключительно высокая концентрация привлекательной собственности, огромные куски земли под промышленными предприятиями сделали их мишенью N 1 для захватчиков. На самом пике захватов, в 2002 году, в составе правительства Москвы было создано Управление по экономической безопасности. Сегодня его руководители констатируют: криминальное рейдерство в столице локализовано. О том, как это удалось и какие проблемы остаются, "МН" рассказывает заместитель начальника управления Вячеслав Иванов.

МН: Говорят, лето - самый урожайный период для недружественных захватов. Насколько это актуально для Москвы?

Иванов: Лето действительно хорошее время для рейдерских атак. Массовый период отпусков ослабляет контролирующие органы, юридические службы и службы безопасности предприятий. И, как правило, именно летом ведутся все подготовительные работы для последующих эффективных рейдерских действий. В целом, полагаю, в Москве нам удалось не дать рейдерству развиться в некую криминально-коррупционную систему. Москва - первый город, который понял всю опасность рейдерства для экономики города, для социальной обстановки. Юрий Лужков первый назвал его экономическим терроризмом. Сейчас для Москвы силовые рейдерские захваты - скорее эксцесс, чем система. С силовыми захватами в их прежнем виде последние полтора года мы не сталкивались.

МН: Как удалось прийти к такому результату?

Иванов: редприниматели стали лучше понимать опасность рейдерства и уделять больше внимания защите своего бизнеса. Появились методики, позволяющие своевременно выявлять признаки рейдерства. Помогла и активная позиция городской администрации. Мы сегодня не допускаем реорганизации ни одной промышленной площадки в форме ОАО, если владельцы этого общества не объявляют о наступлении нормы, предусматривающей выкуп у миноритарных акционеров акций по рыночной стоимости. Очень внимательно относимся к любым решениям, связанным с передачей имущества из одного владения в другое. Втройне внимательно анализируем решения иногородних судов. В Москве за последние полтора года не предъявлено ни одного такого достоверного решения. Кроме того, теперь судебный процесс должен происходить только по месту регистрации предприятия, по которому идет спор. Очень жестко прореагировало на ситуацию с захватами два года назад и новое руководство Московского арбитражного суда. Его председатель Олег Свириденко выдержал огромнейшее давление, но избавился от нечистоплотных судей: 8 человек были уволены, в отношении двух заведено уголовное дело. В Москве арбитражные судьи сегодня действительно стоят на страже закона.

МН: А правоохранительные органы? Раньше милиция оправдывала свое бездействие принципом якобы невмешательства в спор самостоятельных хозяйствующих субъектов.

Иванов: Сейчас она перестала этим прикрываться. Просто, видимо, потребовалось время, чтобы научиться читать то, что написано в действующем гражданском и уголовном законодательстве. Кроме того, если раньше мы сталкивались с участием в захватах заинтересованных сотрудников правоохранительных органов, то сегодня этого нет.

МН: Тем не менее "горячие точки" в Москве остаются...

Иванов: Есть порядка 25 предприятий, в основном средних и мелких, которые стали жертвами силовых захватов. Сейчас идет работа по их возвращению надлежащим владельцам. Это магазины и два небольших строительных предприятия. Новых случаев силовых захватов нами не выявлено. В основном сейчас ведется работа по силовым захватам, произошедшим в 2003-2004 гг. и первой половине 2005 года: это, в частности, небезызвестные захваты НИИ "Гипромез", ВНИИПК "Спецстройконструкция", НИИ шинной промышленности. Конфликты там еще продолжаются, но захватчики удалены с территорий. На территории НИИ шинной промышленности, занимающей несколько кварталов, захватчики продержались четыре года. Все это время предприятие не работало, оборудование растаскивалось, помещения сдавались в аренду без оформления. Огромный имущественный комплекс работал на экономические интересы криминала. Это очень запутанное дело, основанное на решениях суда города Набережные Челны. Но Высший арбитраж разобрался в ситуации и принял законное решение. По освобождению территории НИИ в марте прошлого года проводилась чуть ли не войсковая операция. "Зачистив" территорию, мы вернули это предприятие в прозрачный сектор экономики. Сегодня крупных предприятий, ставших жертвами силового захвата и не "отыгранных" на прежние позиции, в городе не осталось.

МН: Это связано с прорывами в законодательстве?

Иванов: В том числе. Сделаны три основные вещи. С поправками в Закон "О банкротстве" практически полностью исключена возможность манипулирования нормами этого закона в целях криминального передела собственности. Действующая редакция делает абсолютно невыгодным механизм банкротства как процедуру передела собственности. Второй момент: контролирующие и правоохранительные органы, городская администрация, суды научились использовать действующее законодательство для защиты интересов граждан. Третье: сейчас в Госдуме приняты в первом чтении и подготовлены к введению в действие поправки к ряду законов - "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О регистрации юридических лиц", "О государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество и сделок с ним", которые значительно затрудняют криминально-коррупционную деятельность.

МН: Какие лазейки остались у рейдеров?

Иванов: Рейдерская война - это все-таки война ресурсов. Исключая из этой войны системный криминально-коррупционный ресурс, мы не можем исключить экономический. Можно измотать противника в дорогостоящих судебных разбирательствах. Можно под надуманными предлогами инициировать судебные разбирательства в одно и то же время, но в разных регионах. Такие приемы, которые являются не совсем криминальными, но "серыми", к сожалению, сохранились.

МН: Какова судьба инвестиционных компаний, целенаправленно занимавшихся захватами собственности в Москве, в частности "Росбилдинга"?

Иванов: Сегодня компания в стадии ликвидации. Ее руководители, поняв бесперспективность силовых захватов, избрали, каждый для себя, новые пути дальнейшей работы. Если "Росбилдинг" действовал жестко, но в правовом поле, то деятельность других компаний прекращена правоохранительными органами. В предварительном заключении находятся порядка 25 человек, представлявшихся работниками инвестиционной компании "Россия". При этом двое из них задержаны Интерполом - один во Франции, другой в Бельгии. Также в Бельгии задержан один из очень активных участников компании "Сфера" - рейдерской структуры. Под следствием один из руководителей рейдерской компании "Ваш финансовый попечитель". Изначально, еще в 2003 году, принципиально заявили об отказе от использования криминально-коррупционного ресурса АФК "Система", компания "Нерль", Московское речное пароходство. И мы не выявили ни одного случая их участия в противоправных действиях. Так что можно смело говорить о том, что организованные группы, систематически занимавшиеся рейдерством, свое существование прекратили.

МН: Что собой представляют нынешние рейдеры?

Иванов: Мы называем их "астероидными командами". Они состоят, как правило, из 3-4 человек. Периодически они предпринимают попытки захватить то парикмахерскую, то кафе, то магазин, но безуспешно. Старые коррупционные связи уже не работают, решения, какие были возможны в 2002-2003 годах, приняты быть уже не могут. Предпринимаются попытки скупки акций. Знаю, что несколько выходцев из "Росбилдинга" организовали некую компанию "Магма". Мы очень внимательно наблюдаем за ее действиями. Но пока что дальше предложений о скупке акций и очень осторожных намеков на насильственный захват действия ее сотрудников не идут. Эти команды обречены.

МН: Считается, что в Москве основная собственность уже поделена и рейдеры переместились в регионы. Насколько масштабна их деятельность там?

Иванов: К сожалению, во многих регионах рейдерам действительно есть работа. Сейчас одной из основных мишеней для них стали земельные паи бывших колхозов и совхозов. Почему? Во-первых, низок уровень юридической грамотности владельцев этих паев. Во-вторых, стоимость этих паев крайне недооценена. При кадастровой стоимости 750-1000 долларов за сотку через приобретение земельного пая эту сотку можно купить за 350-500 рублей. В результате после выделения пая рейдер приобретает номинальную кадастровую стоимость - и вот вам сразу уровень доходности этого бизнеса. По сути дела, у нас пересматриваются итоги приватизации в ущерб лицам, в интересах которых она и была осуществлена. Мы, стремясь создать класс собственников, совладельцев, сейчас фактически смотрим на то, как они опять превращаются в пролетариат. Опасность этого явления, по-моему, очевидна. Здесь нужно жесткое государственное регулирование в вопросах перераспределения собственности, и в первую очередь собственности на землю. В странах западной демократии после приватизации объявили моратории на передачу собственности - где на 3, где на 5 лет - и за это время разъяснили новому классу собственников реальную стоимость полученного им имущества и научили им распоряжаться. Поэтому там таких процессов нет.

МН: Обращаются ли к вам за помощью предприниматели из регионов?

Иванов: К нам приезжают за советом бизнесмены из Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Сибири, с юга России. К сожалению, там реализуются сценарии, которые Москва проходила 3-4 года назад. Но там нет такого сосредоточения промышленности и бизнес-единиц, как в Москве. Поэтому силовой захват градообразующего предприятия является, по сути дела, переделом власти в городе. Мы, как правило, помогаем всем.

МН: Можно ли говорить о том, что рейдерство когда-нибудь будет побеждено?

Иванов: К сожалению, всегда есть люди, которые пытаются себя позиционировать над законом. Поэтому эти эксцессы будут всегда. Но наша задача - своевременно их выявлять и очень жестко на них реагировать. Кража бизнеса, преступное посягательство на предпринимательскую деятельность должны оцениваться так же жестко, как и посягательство на личное имущество.

СПРАВКА

За 12 месяцев 2006 г. в Управление экономической безопасности Москвы поступило 84 обращения от организаций, в которых усматривались признаки корпоративных конфликтов. За 6 месяцев 2007 г. в Управление поступило и рассмотрено 46 подобных обращений. По выявленным ранее фактам силовых захватов и "недружественных" поглощений предприятий в 2007 г. в ГУВД и прокуратуру Москвы направлено 13 материалов (ООО "Компания "Переделкино", ООО "Фабрика художественной вышивки", ООО "Седава", ООО "Молоко", ЗАО "Редакция газеты "Сельская жизнь" + ООО "Ариель", ООО "Техноспецстроймонтаж", Коллегия адвокатов "Международное партнерство", ООО "РГП", ООО "Галантерея", ООО "Коротин", ООО "Грант", ТОО "Садовое кольцо", ООО "Весна" на "Трофимова" ).

Возбуждено два уголовных дела по статье "мошенничество" (ООО "Фабрика художественной вышивки" и ООО "Молоко" ) и одно по статье "подделка документов" (ЗАО "Редакция газеты "Сельская жизнь" + ООО "Ариель" ). В шести случаях ситуация урегулирована, обстановка контролируется (ООО "Атоминжиниринг", ООО "Снежана", ЗАО "Куйбышевская", ЗАО "Мосрыбхоз", ОАО "Икма", ТСЖ "Соколиное гнездо", ЦОО МГОО ВОИ). Продолжается работа по 40 обращениям.
Аватар пользователя
vva
Администратор
 
Сообщений: 2914
Зарегистрирован: 06 фев 2007, 13:33

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1