Источник: http://iguru.ru/shares/show.aspx?id=33229
Процедура банкротства брокеров и управляющих компаний изменится
Депутаты уточняют процедуру банкротства финансовых организаций, не являющихся банками, речь идет о профучастниках рынка, страховщиках и управляющих.
Комитет по собственности рекомендовал Госдуме принять в первом чтении проект закона "О внесении изменений в закон РФ "Об организации страхового дела в РФ и некоторые другие законодательные акты РФ".
Законопроект, внесенный группой депутатов, направлен на регулирование особенностей проведения процедур банкротства и мер по предупреждению банкротства финансовых организаций. В нем уточняется перечень видов организаций, к которым должны применяться особенности, предусмотренные в процедуре банкротства. К числу таких финансовых организаций отнесены страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, негосударственные, специализированные депозитарии, управляющие компании инвестиционных фондов, ПИФов и НПФ.
В отношении финансовых организаций законопроектом устанавливаются основания применения мер по предупреждению банкротства, а также перечень мероприятий в рамках этих мер, таких, как разработка и реализаций плана финансового оздоровления, введение временной администрации. Законопроектом также предусмотрена обязанность федерального органа исполнительной власти соответствующего вида деятельности принимать участие в процессе по делу о банкротстве финансовой организации. Кроме того, предусмотрено право арбитражного суда привлекать к участию в процессе по делу о банкротстве соответствующую саморегулируемую организацию финансовых организаций или соответствующие профессиональные объединения страховщиков.
В настоящее время особенностям правового регулирования банкротства финансовых организаций посвящены статьи 180 - 189 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", но они имеют общий характер и не учитывают специфику деятельности каждого вида финансовых организаций.
Действующим законодательством не закреплены механизмы, способствующие защите материальных прав граждан, вступающих в правовые отношения с финансовыми организациями, в случае банкротства последних.
В связи с введением механизма временной администрации законопроект в качестве основных изменений предусматривает изменение положений о рассмотрении дела о банкротстве финансовой организации в части сроков, круга лиц, участвующих в деле и процессе по делу о банкротстве и круг субъектов подачи заявления о признании финансовой организации банкротом, процедур банкротства, применяемых к финансовой организации. Так, в частности, законопроектом закреплено положение, в соответствии с которым внешнее управление и финансовое оздоровление в отношении финансовых организаций не применяется.
Законопроектом предусматривается обязанность федерального органа исполнительной власти по регулированию соответствующего вида деятельности принимать участие в процессе по делу о банкротстве финансовой организации.
В отношении негосударственных пенсионных фондов законопроектом предусмотрено уточнение конкурсной массы - из ее состава исключены средства пенсионных резервов и пенсионных накоплений.
По мнению авторов, внесение в российское законодательство изменений, предлагаемых в законопроекте, будет способствовать повышению эффективности мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) финансовых организаций и проведению процедур банкротства финансовых организаций как механизма пропорционального удовлетворения требований кредиторов. Кроме того, принятие законопроекта позволит повысить степень защиты материальных прав граждан, являющихся клиентами финансовых организаций, в отношении которых арбитражным судом возбуждено дело о банкротстве или введена процедура банкротства.
Комитет по собственности посчитал целесообразным решать поставленные задачи не внесением большого числа поправок в закон "О несостоятельности /банкротстве/", а путем принятия отдельного закона "О несостоятельности финансовых организаций".
Комитету представляется некорректным определение финансовой сделки, данное в законопроекте, в том числе в связи с тем, что такое понятие отсутствует в законодательстве, регулирующем соответствующие правоотношения и не охватывает многие денежные обязательства, возникающие у финансовой организации в связи с оказанием финансовых услуг.
Перечень финансовых организаций предлагается дополнить обществами взаимного страхования и жилищно-накопительными кооперативами, описав особенности процедур банкротства для таких организаций.
Также предлагается описать процедуры банкротства организаций, хотя и не являющихся "классическими" финансовыми институтами, но оказывающих услуги финансового характера и привлекающих денежные средства на основании, например, договоров участия в долевом строительстве.
Комитет предлагает расширить состав оснований для введения мер, предупреждающих процедуры банкротства, в том числе ввести такое основание как нарушение нормативов достаточности собственных средств /капитала/, установленных лицензирующим органом.
Комитет считает необоснованным применение в отношении финансовых организаций такой меры по предупреждению банкротства, как введение временной администрации, тем более в обход судебных процедур и процедур отбора арбитражного управляющего, установленных законом "О несостоятельности /банкротстве/".
Более подробно комитет предлагает прописать полномочия и процессуальный статус СРО и иных профессиональных объединений /РСА/ финансовых организаций в процедурах банкротства.