Плескачевский: "Рейдеры останутся без работы"

Публикуем новости о банкротствах, обсуждаем актуальные темы

Сообщение vva » 26 янв 2008, 13:46

http://gzt.ru/business/2008/01/22/220027.html

"Рейдеры останутся без работы"

Председатель комитета по собственности Госдумы Виктор Плескаческий в интервью "Газете"


Рейдеры давно наводят ужас на российских предпринимателей. В СМИ появляются сообщения, что незаконными захватами предприятий занимаются даже высокопоставленные чиновники. Борьба с захватчиками ведется с переменным успехом: правовая база недостаточна. Вчера первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов заявил, что уже в весеннюю сессию будут рассмотрены антирейдерские правительственные поправки в Арбитражный процессуальный кодекс (АПК), Налоговый кодекс, законы "Об акционерных обществах" и "О банкротстве", внесенные в парламент еще год назад.

Председатель комитета по собственности Госдумы Виктор Плескачевский в интервью корреспонденту "Газеты" Марине Соколовской рассказал, что разгром рейдерства начнется с коренной переделки корпоративного права.

- По разным оценкам, в 2005 году стоимость российских бизнес-активов, насильственно сменивших хозяев, составила от 120 до 200 млрд рублей. В 2006 году оборот рейдерства вырос на 30-40%. Реально ли, на ваш взгляд, улучшить ситуацию с захватом предприятий?

- Рейдерство в России приобрело угрожающий масштаб. Бороться с ним крайне сложно. Но эта работа должна идти прежде всего с помощью реформирования корпоративного законодательства, пробелы которого используют захватчики. Не так давно при захватах предприятий рейдеры использовали слабости закона о банкротстве, сегодня благодаря его новой редакции эта проблема практически решена, и число захватов предприятий, происходящих через институт банкротства, резко сократилось.

Рейдеры анонимно подарили мне свой словарь (он уже успел стать раритетом). В нем против термина "банкротство" написано, что оно ранее использовалось как механизм захвата собственности, а после принятия закона в 2002 году рейдерами не используется. Это очень высокая оценка нашей деятельности самими захватчиками, то есть они признали, что мы поправили закон о банкротстве до такой степени, что рейдерам пришлось искать другие инструменты захвата. Надеюсь, что, поправив корпоративное законодательство, мы значительную часть рейдеров, оставим без работы.

- Какие же пробелы корпоративного законодательства используют рейдеры?

- Мы пришли к выводу, что в большинстве случаев захват предприятий начинается с манипулирования реестром акционеров. В результате появляются двойные реестры, а за ними двойные собрания, двойные советы директоров.

По российскому законодательству все акции нематериальны, в связи с этим понятие реестра акционеров в России сложнее, чем в большинстве развитых стран. Без законодательного уточнения ведения реестра эффективная борьба с рейдерством невозможна. Поэтому необходимо новое определение реестра. Сегодня он судами трактуется как вещь. А мы предлагаем определить реестр как информационный объект, так как список акционеров не вещь.

- За реестры акционеров вы взялись серьезно. Как еще усовершенствуют их правовой статус?

- Помимо нового определения реестра необходима новая квалификация договора на ведение реестра. Сегодня он представляет собой обычный договор на оказание услуг. Здесь, во-первых, больше подходит агентский договор. Во-вторых, данный договор имеет явно выраженный публичный характер, поскольку заключается между реестродержателем и эмитентом. Нужно, чтобы условия его заключения и расторжения регулировались законом, а не свободой усмотрения сторон. Кроме того, практически любой представитель любого административного или правоохранительного органа может прийти и забрать весь реестр и обращаться с ним как попало. А потом все удивляются, почему данные из реестра оказывается на разных "толкучках", рынках и у рейдеров. Необходимо внести определенность: кто из ответственных лиц имеет право требовать и получать реестр.

И последнее: мы должны законодательно повысить ответственность реестродержателя, в первую очередь, за злоупотребления или ошибки своих сотрудников.

- Тогда рейдеры, наконец, будут ликвидированы?

- Полностью покончить с рейдерством планируемые нововведения, конечно, не в силах. Мы совместно с МЭРТом разработали план совершенствования корпоративного законодательства, где борьба с рейдерством - это только один из пунктов. Рассматриваемые поправки позволят в значительной степени, с одной стороны, сделать большую часть захватов экономически неэффективными, а с другой - повысить ответственность всех участников корпоративных отношений.

- Помимо поправок в корпоративное законодательство готовятся изменения в закон "О банкротстве". Они должны положить конец недружественным поглощениям?

- Да, заканчивается подготовка ко второму чтению законопроекта о совершенствовании процедуры банкротства. В редакции 2002 года мы применили несколько новелл. Например, ввели институт саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, институт участия государства в собрании кредиторов. В итоге механизм банкротства стал неинтересным для захватчика.

К сегодняшнему дню с учетом пятилетнего опыта появилась необходимость внести в закон некоторые уточнения. Поскольку, например, саморегулируемые организации тогда были абсолютно новым правовым институтом, а с 16 декабря 2007 года вступил в силу закон "О саморегулируемых организациях», сегодня возникла необходимость в более строгих подходах к определению обязанностей саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Кроме того, в 2002 году государство было введено в процесс собрания кредиторов. У нас были возражения, но правительство настояло, и мы были вынуждены согласиться потому, что тогда банкротство было страшной процедурой, по сути убийством предприятия. Царила вакханалия, и захватить любое предприятие фактически ничего не стоило. И поскольку у нас государство через отсрочку уплаты налогов «кредитовало» всех и вся, то при расчетах с кредиторами прежде всего "кидали" государство.

Но государство, став, как кредитор, участником процесса банкротства, своим участием исказило один из самых важных инструментов банкротных процедур - мировое соглашение. В российском праве нет института договора с государством, мы обязаны заплатить налоги полностью, а по прочим денежным обязательствам стороны могут прийти к иному соглашению. По сути, участие государства в общем собрании акционеров ограничивает оздоровление предприятия-банкрота.

В предложенной нами сегодня редакции государство пока не выводится из собрания кредиторов, но уже появляется возможность остальным кредиторам выкупить долги банкрота перед государством и заключить мировое соглашение.

22.01.2008 / МАРИНА СОКОЛОВСКАЯ
Аватар пользователя
vva
Администратор
 
Сообщений: 2914
Зарегистрирован: 06 фев 2007, 13:33

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron