Совет Федерации одобрил закон, расширяющий возможности привлечения к субсидиарной ответственности

Публикуем новости о банкротствах, обсуждаем актуальные темы

Совет Федерации одобрил закон, расширяющий возможности привлечения к субсидиарной ответственности

Сообщение Nata » 25 июл 2017, 15:18

Совет Федерации на заседании во вторник одобрил закон, уточняющий понятие контролирующих должника лиц и расширяющий состав нарушений, по которым можно привлечь такие лица к субсидиарной ответственности.

Закон "О внесении изменений в закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс РФ об административных правонарушениях" Госдума приняла в третьем чтении 19 июля.

Как и прежде, контролирующими лицами признаются: руководитель, члены исполнительных органов управления, ликвидаторы, лица, распоряжающиеся более 50% голосующих акций, долей или голосов на собрании участников компании. К ним также относятся лица, имевшие право давать обязательные для исполнения указания или возможность иным образом определять действия должника в силу должностного положения, а также родственники руководителя или членов органов управления должника.

Закон вводит новую категорию контролирующих лиц - это те, кто извлекал выгоду из незаконного поведения представителей компании. Среди лиц, наделенных полномочиями в силу должностного положения, впервые в явном виде указаны главные бухгалтеры и финансовые директора. К ответственности могут быть также привлечены лица, чьи полномочия основаны на доверенности или нормативном правовом акте.

Оценивается наличие возможности определять действия должника в течение трех лет, предшествующих возникновению признаков банкротства, и после - до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

Арбитражный суд может признать лицо контролирующим и по иным основаниям, говорится в законе.

"Последние усилия законодателя подчеркивают ценность института субсидиарной ответственности. Многие новеллы закона - это развитие складывающейся судебной практики, направленной на преодоление злоупотреблений непрозрачными структурами владения бизнесом, позволяющими уклоняться от уплаты долгов. Это помощь всем добросовестным кредиторам для преодоления неконкурентных преимуществ лиц, злоупотребляющих правами", - заявили "Интерфаксу" в Федеральной налоговой службе РФ.

Изменения направлены на то, чтобы лица, к которым предъявлены требования о субсидиарной ответственности, его возмещали. Такие нормы, с одной стороны, помогут кредиторам получить больше шансов на положенное им по закону, а с другой - будут мотивировать собственников не уходить в банкротство, поскольку в случае злоупотреблений правами это может дать не избавление от долгов, а перевод долга организации в разряд личных обязательств бенефициаров, отметили в ФНС.

Как сообщалось, в мае этого года ФНС предлагала уточнить и более полно раскрыть понятие контролирующих лиц.

Список оснований для привлечения к субсидиарной ответственности расширен. Как и прежде, в него входит действие (или бездействие), которое причинило вред кредиторам, а также отсутствие или искажение информации в бухгалтерской отчетности. Теперь в него также входит невнесение информации в государственные реестры и несоблюдение требований о хранении документов, в соответствии с законодательством о рынке ценных бумаг.

Согласно новой норме, контролирующее лицо может быть привлечено к ответственности, если на дату возбуждения дела о банкротстве не внесены сведения (либо внесены недостоверные сведения) о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) и в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (fedresurs.ru).

Многие российские компании уже сейчас соблюдают установленные законом требования по раскрытию информации в Федресурсе, но риск быть привлеченными к субсидиарной ответственности подтолкнет их к большей прозрачности, что пойдет на пользу кредиторам, сказал "Интерфаксу" руководитель проекта "Федерсурс" Алексей Юхнин. "В Федресурсе содержится около 500 тыс. сообщений о стоимости чистых активов, обязательном аудите, залогах и лизинге. Вся эта информация помогает оценивать риски при кредитовании и выстраивании партнерских отношений, наверное, поэтому законодатель счел нужным усилить ответственность за нераскрытие", - отметил А.Юхнин.

Дополнительно у руководителя компании появляется обязанность вносить в Федресурс сведения о возникновении признаков банкротства или наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что компания будет не в состоянии исполнить свои денежные обязательства. Эти сведения должны быть внесены в течение десяти рабочих дней с даты, когда руководителю стало известно об их возникновении. "Сейчас закон требует, чтобы руководитель направил такую информацию лицам, имеющим право инициировать созыв внеочередного общего собрания акционеров или участников. Публичное раскрытие - позитивный фактор, более широкий круг лиц будет предупрежден о рисках банкротства", - говорит А.Юхнин.

"Принятый закон защищает права кредиторов, которые будут иметь возможность оперативно получать информацию о возникновении у их должников финансовых проблем, - комментирует гендиректор ООО "Финансово-правовые решения" Александр Вознесенский. - И это позволит им своевременно инициировать обсуждение реструктуризации долгов, изменений договорных отношений или иных вариантов реагирования на ухудшение финансового состояния компании-должника".

Механизм привлечения к ответственности за нарушение правил раскрытия становится проще. Росреестр, выступающий в роли контролирующего органа, сможет самостоятельно, без обращения в суд, привлекать нарушителей к ответственности по ряду статей Кодекса об административных правонарушениях, в том числе касающихся публикации информации в Федресурсе.

"Можно только позитивно оценить действия законодателей по выявлению правовых пробелов. Надеемся, что исключение необходимости обращаться в суд по фактам нераскрытия информации в федеральном реестре упростит для правоприменителя механизм привлечения к ответственности, а для экономических агентов станет мотивирующим фактором к более четкому соблюдению законодательных предписаний", - сказал "Интерфаксу" руководитель направления правовой экспертизы Фонда "Центр содействия законотворчеству" Алексей Кулешов.

Обратиться с требованием привлечь к субсидиарной ответственности смогут арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, представитель работников, сами работники и бывшие сотрудники, перед которыми есть задолженность, а также уполномоченные органы. Подать заявление можно будет в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о наличии оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но не позднее трех лет со дня признания должника банкротом или прекращения производства по делу.

Закон вводит стимулирующую часть вознаграждения для арбитражного управляющего, благодаря действиям которого лицо был привлечено к субсидиарной ответственности. Если задолженность погашена в результате заявления управляющего о привлечении к субсидиарной ответственности и это будет доказано, то арбитражный управляющий получит 30% средств, поступивших от таких лиц. Сейчас арбитражные управляющие, кроме фиксированного вознаграждения, получают 3-7% выплаченных реестровых требований. За счет этих 30% в том числе компенсируются расходы на выплату вознаграждения лицам, привлеченным арбитражным управляющим для оказания услуг, способствовавших привлечению к субсидиарной ответственности или исполнению судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности.

Принятый закон неоднозначен, многое будет определяться судебной правоприменительной практикой, говорит директор Российского союза саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (РССОАУ) Татьяна Гусева. "Введение нового подхода к формированию вознаграждения арбитражного управляющего в виде стимулирующей части вызывает неоднозначное отношение. Многое отдается на усмотрение суда, который должен определить, чьи действия в большей мере способствовали привлечению к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц - арбитражного управляющего или иных лиц, участвующих в деле о банкротстве", - отмечает Т.Гусева.

"Модель, при которой существенный процент поступлений в конкурсную массу предназначен для вознаграждения конкурсного управляющего и оплаты услуг привлекаемых им лиц, правильная, аналогичная модель реализована в законодательстве США, когда чем больше арбитражный управляющий потратил средств должника на привлеченных лиц, тем меньше вознаграждения останется ему, и наоборот, - комментирует руководитель правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры" Эдуард Олевинский. - Но эта прогрессивная идея в законе выхолощена тем, что работу привлеченных лиц предлагают оплачивать только в случае поступления средств кредиторам". Учитывая, что российские суды чаще всего отказывают в мерах обеспечения, квалифицированные специалисты вряд ли согласятся работать на условиях только "гонорара успеха", этот гонорар просто не из чего будет взять в абсолютном большинстве случаев, опасается Э.Олевинский.

Суды все чаще принимают решения о привлечении контролирующих лиц к ответственности, изменения в законодательстве этому способствуют, говорят эксперты.

"В первом квартале 2017 года суды удовлетворили 24% поданных заявлений о привлечении контролирующих лиц к ответственности, это уже значительно лучше, чем в первом квартале 2016 года, когда кредиторы получили положительные решения лишь в 10% случаев", - отмечает А.Юхнин.

Предыдущие изменения в закон о банкротстве, расширяющие возможности кредиторов и позволяющие подавать иски о привлечении контролирующих лиц к ответственности после завершения конкурсного производства, вступили в силу 28 июня 2017 года (федеральный закон от 28 декабря 2016 г N488-ФЗ).

Источник заимствования: Единый федеральный реестр сведений о банкротстве
Аватар пользователя
Nata
Команда РИТ
 
Сообщений: 950
Зарегистрирован: 13 июн 2013, 10:46
Откуда: Ижевск

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: Google Feedfetcher и гости: 3