Письмо Минфина от 18.04.2011 N 03-03-06/2/63 разъясняет, как банку надо учитывать убытки, если его должник по кредиту обанкротился.
Вопрос: Банк заключает с российскими юридическими лицами соглашения о предоставлении кредитных линий. Стандартное соглашение предусматривает возможность банка в одностороннем порядке требовать досрочного погашения всех сумм, предоставленных по кредитной линии в случаях неисполнения обязательств заемщика по договору, а также в случаях открытия в отношении заемщиков или поручителей процедуры банкротства.
В случае когда заемщик допускает неисполнение обязательств по договору, а также в случаях открытия в отношении заемщиков или поручителей процедуры банкротства банк, в соответствии с соглашением, имеет право направить заемщику уведомление о том, что все непогашенные кредиты и проценты немедленно становятся подлежащими уплате.
Направляя указанное уведомление, банк в одностороннем порядке устанавливает новую дату возврата кредита. Такое изменение условий соглашения соответствует положениям п. 3 ст. 450 и п. 1 ст. 452 ГК РФ, а также ст. 33 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 ''О банках и банковской деятельности''.
В случае если банк обоснованно считает, что дальнейшие действия по возврату кредита являются экономически нецелесообразными, он после указанного изменения срока возврата кредита реализует права требования к заемщику третьим лицам. При этом убыток, полученный по операциям реализации прав требования (цессии), банк учитывает при определении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с п. 2 ст. 279 НК РФ. Таким образом, банк признает 50% убытка на дату уступки права требования, а оставшиеся 50% убытка банк признает по истечении 45 дней с момента операции цессии.
Правильно ли банк учитывает в целях налога на прибыль убыток, полученный от операций по реализации права требования?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 апреля 2011 г. N 03-03-06/2/63
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения операций по реализации прав требования и сообщает следующее.
В соответствии с положениями ст. 33 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 ''О банках и банковской деятельности'' при нарушении заемщиком обязательств по договору банк вправе досрочно взыскивать предоставленные кредиты и начисленные по ним проценты, если это предусмотрено договором, а также обращать взыскание на заложенное имущество в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 382 Гражданского кодекса Российской Федерации право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.
Особенности определения налоговой базы при уступке (переуступке) права требования установлены ст. 279 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Так, на основании п. 2 ст. 279 Кодекса при уступке налогоплательщиком- кредитором права требования долга третьему лицу после наступления предусмотренного договором срока возврата денежных средств отрицательная разница между доходом от реализации права требования долга и его учетной стоимостью признается убытком по сделке уступки права требования, который включается в состав внереализационных расходов налогоплательщика. При этом убыток принимается в целях налогообложения в следующем порядке:
- 50% от суммы убытка подлежат включению в состав внереализационных расходов на дату уступки права требования;
- 50% от суммы убытка подлежат включению в состав внереализационных расходов по истечении 45 календарных дней с даты уступки права требования.
Таким образом, убытки, полученные от переуступки права требования после наступления срока платежа по основному договору, учитываются для целей налогообложения прибыли в соответствии с положениями п. 2 ст. 279 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что согласно п. 11.4 Регламента Минфина России от 23.03.2005 N 45н обращения организаций и индивидуальных предпринимателей по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН