ОСАГО будет вычисляться по единой формуле с осени

Обсуждение программы «Оценка ДТП»

Сообщение Marysenka » 16 июн 2010, 11:04

ОСАГО будет вычисляться по единой формуле с осени

31 мая Правительство РФ опубликовало Постановление от 24 мая 2010 г. N 361 г. «Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств». Оно вступит в силу с 1 сентября 2010 года. В Постановлении устанавливается единый стандарт, по которому все страховые организации и эксперты будут определять сумму ущерба. Основное содержание документа – формулы расчета стоимости запчастей и износа поврежденной детали.


Проблема, которую решает Постановление

С 2003 года, пока Минтранс разрабатывал методику расчета убытков по страховым случаям, можно было вычислять сумму ущерба по нескольким разным стандартам. Поэтому зачастую оценка, сделанная страховой компанией, оказывалась на 20%-30% ниже оценки, проведенной независимыми экспертами, нанятыми пострадавшим. Чтобы устранить разногласия, приходилось делать судебную экспертизу оценок. Все это существенно затягивало срок страховых выплат.


Основные положения

Отныне оценка считается с учетом износа деталей (по новым правилам он не может превышать 80%). По установленным правилам, износ зависит от

* типа материала, из которого сделана деталь. На пластик будет насчитываться износ меньше, чем на металл;

* заменяемости детали. Износ запчастей, которые уже менялись, зависит от того, сколько времени и километров она проработала. Чтобы получит грамотную оценку, Автовладельцам придется сохранять все чеки на детали и на работы по их установке;

* критичности детали для работы машины. Износ не будет вычисляться для некоторых типов деталей (тех, без которых автомобиль просто не сможет работать), и за их поломку возмещается их текущая рыночная цена. Список таких деталей обещают разработать к началу следующего года. Пока страховщикам не ясно, как оценивать подобные детали до появления подобного списка: с расчетам износа по установленным или без;

* места сборки детали/машины. Самые износоустойчивые машины - Японские. На 2-месте – европейские(в т.ч. произведённые в Турции и Восточной Европе). На 3-ем - из обеих Америк. На 4-ом – из Азии (кроме Японии). На 5-ом (и последнем) из России. Отсюда следует, что иномарки, произведенные на территории России, официально признаются стареющими быстрее, чем те же иномарки, произведенные в других странах.

Рыночная стоимость элементов будет определяться по существующим ценникам в разных сегментах. К примеру, берется стоимость запчасти у дилера, у специализированной фирмы и у продавца-частника, при этом учитывается доля этих лиц на региональном рынке. Получается цифра, которая ложится в основу расчетов, – некая средневзвешенная величина. С одной стороны, все верно – ниже этой планки вам назначить возмещение не смогут. Но если вы захотите отправиться на ремонт к дилеру, где вам поставят оригинальную деталь, тогда не исключено, что суммы все равно не хватит.


Положительные отзывы

Некоторые эксперты считают, что Постановление защитит страховые компании от жуликов, получающих от «независимых оценщиков» оценку ущерба, в несколько раз превышающую стоимость разбитого автомобиля.
Добросовестные автовладельцы в любом случае получат возмещение, даже если машина была старой. (Поскольку в расчетах используется величина износа детали, не превышающая 80%).


Критика и недоработки

Правила недоработаны, т.к. чтобы их применять, надо иметь справочные данные о странах происхождения для различных марок авто или номенклатуры комплектующих изделий с нулевым износом. Этих данных пока нет и вряд ли они появятся до осени. Кроме этого, пока нет списка деталей, по которым не учитывается их износ.

«Для того, чтобы применять эти правила, нужно предоставить огромное количество технической документации, – заявил «Российской газете» председатель комитета по независимой технической экспертизе РСА Сергей Дорофеев. – Если учесть время, за которое были разработаны правила, то на это потребуется еще года три. Мало того, ни страховщики, ни эксперты не работали над документом. Сами по себе эти правила можно назвать методологической и технической ошибкой».

Автовладельцы считают, что Постановление защищает интересы старховых компаний. Они боятся, что теперь страховые возмещения не покроют расходы на ремонт машин.


По теме:
http://www.rg.ru/2010/05/31/avto-osago.html
http://www.rg.ru/2010/06/03/iznos.html
http://www.rg.ru/2009/03/17/osago-dok.html
Аватар пользователя
Marysenka
Команда РИТ
 
Сообщений: 1002
Зарегистрирован: 26 сен 2008, 08:48

Сообщение vva » 25 окт 2010, 09:44

ну чего, а воз и ныне там:

http://www.burocrats.ru/strah/100924112627.html

Процентная чехарда

Новые правила расчета стоимости ремонта автомобилей лишь запутали страховщиков

В сентябре сего года начали действовать новые правила расчета расходов и материалов при восстановительном ремонте автомобилей. Как отмечают страховщики, эти нововведения неминуемо повлекут за собой рост выплат, что придется компенсировать повышением стоимости ОСАГО. В целом же пока что компании видят больше проблем, нежели пользы от документа.

В большинстве случаев, когда страхователь получает возмещение по ОСАГО, он остается недоволен итоговой суммой. Главным камнем преткновения в подобных случаях является оценка степени износа деталей автомобиля, так как заключение экспертных организаций по одной машине может сильно разниться, что в конечном итоге приводит к спорам и судам.

Покончить с таким положением дел призвано постановление правительства N 361 "Об утверждении правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств", которое вступило в силу в сентябре.

Однако, как оказывается на деле, спорные моменты так просто решить не удастся. "Вместо того чтобы получить понятные и исполнимые правила игры, к примеру долгожданную единую методику расчета, страховое сообщество получило документ, который оставляет больше вопросов, чем дает ответов. Каждая страховая компания будет исполнять его "по собственному ощущению", что в итоге приведет к увеличению количества жалоб и еще больше осложнит ситуацию в ОСАГО", - подчеркивает директор управления методологии департамента урегулирования убытков компании "Росгосстрах" Дмитрий Титиев.

Напомним, что единой методики расчета ущерба, которую Минтрансу было поручено создать еще в 2002 году, до сих пор не существует. Оценочные организации пользуются несколькими различными методиками, и это основная проблема, которую вступившее в силу постановление N 361 так и не решает. Предложенные правила оценки восстановительного ремонта автотранспорта вызывают вопросы в части применимости их на практике в связи с отсутствием необходимого методологического и информационного наполнения. "Фактически постановление правительства N 361, в котором предложена данная методика, можно выполнять только в части отдельных положений, касающихся расчета износа, и не более того. Справочники, которые должны сопутствовать документу и ссылкам, которыми он испещрен, - физически отсутствуют. Предполагается, что они должны быть разработаны в ближайшее время. Однако если учесть, что у ответственных ведомств - вместо полноценной единой методики расчета - за семь лет хватило сил только на данный документ, то скорого разрешения ситуации ждать не приходится", - уверен Дмитрий Титиев.

Недостатки всей системы заключаются в том, что никаких нормативов не существует. "Постановление правительства ситуацию не улучшило, а еще больше запутало. Мало написать процент износа, нужно ввести конкретную методику расчетов, нормативную документацию, программное обеспечение. Данный акт о расчете износа в принципе написан для экспертов-техников, а не для страховых компаний. Решение об износе принимает не страховщик, а эксперт. Если учесть, что ведомство, которому еще в 2002 году было поручено организовать работу экспертов-техников - аттестацию, ведение реестра экспертов, - до сих пор ничего не сделало, то новый нормативный акт по износу ничего не добавил. Формально экспертов-техников не существует, так как нет реестра и профессиональной аттестации, поэтому и говорить об улучшении расчетов экспертов-техников не приходится", - добавляет руководитель управления методологии обязательных видов страхования компании "АльфаСтрахование" Денис Макаров.

Как и прежде, рассчитывать степень износа будут все те же экспертные организации. Что касается их объективности, она не изменится с введением новых норм. Иначе говоря, в отсутствие единой методики расчета любое экспертное заключение потенциально необъективно. "В этом и есть основная проблема ОСАГО, которая теперь только усугубилась. И автовладелец, вместо того чтобы получить в экспертной организации неоспоримое подтверждение о степени объективности расчета (на основе единой неоспоримой методики) или проверить его самостоятельно, как и прежде, вынужден метаться из одной экспертной организации в другую, чтобы в итоге судебной экспертизы получить третий результат и им удовлетвориться, потратив время и деньги. При этом никто точно не может объективно ответить, кто же все-таки прав и в какой степени", - рассказывает Дмитрий Титиев. По его словам, проблема данного постановления также состоит в том, что абсолютно непонятен субъект его правоприменения. Ориентировано оно на страховщиков, которые в рамках ОСАГО расчетами практически не занимаются. "Если, по замыслу авторов, его должны применять экспертные организации, то форма реализации данного нормативно-правового акта, по крайней мере, странна. В итоге это может привести к ситуации, когда отдельные страховые компании вообще не станут ориентироваться на положения данного документа", - подчеркивает Дмитрий Титиев.

По словам директора департамента экспертизы убытков по автотранспорту московской дирекции компании "РОСНО" Андрея Чечелова, новая методика более сложная для восприятия и дополнительно предполагает расчет износа по отдельным группам деталей, а также в зависимости от материала, из которого они сделаны. Согласно новому документу, износ не начисляется ни при каких обстоятельствах на детали, "отвечающие за безопасность" транспортного средства. Правда, сейчас нет точного списка этих элементов, а в постановлении указаны только подушки безопасности и ремни.

Напомним, ранее страховщики при расчете выплаты учитывали износ всех деталей. Теперь же, как отмечают эксперты, как раз за счет введения нулевого износа на детали, влияющие на безопасность движения, расходы страховщиков должны возрасти. "Для автовладельца увеличится сумма выплаты при наступлении страхового события, а для страховщика это чревато дополнительными финансовыми затратами при урегулировании убытков", - отмечает руководитель центра урегулирования убытков страховой компании "Россия" Алексей Мартынов. "Нововведение может значительно повысить убыточность ОСАГО. По нашим оценкам, примерно на 20%. Это может повлечь за собой уход с рынка игроков, находящихся сейчас на грани убыточности. И, как следствие, вырастет нагрузка на фонды РСА, что приведет к увеличению суммы отчислений с оставшихся страховщиков в эти фонды", - добавляет начальник отдела ОСАГО компании "РОСНО" Андрей Антохонов.

Если же говорить о том, с чем работать можно, приходится констатировать, что установленные значения износа искусственно занижены. "К примеру, значение износа на автомобиль российского производства с 10-летним стажем будет соответствовать 50%. Я бы хотел искренне верить в качество работ и материалов нашего автопрома и гордиться этим, однако, если оценивать ситуацию без патетики, с точки зрения истинного положения вещей, на что и должен быть ориентирован технический документ, данные цифры вызывают недоумение. Не говоря уже о том, что государство фактически признает подобные ТС непригодными к эксплуатации, внедряя программы их утилизации. Вы купите, к примеру, ВАЗ-2115 2000 года выпуска за 130 тысяч рублей - 50% от стоимости нового?" - подчеркивает Дмитрий Титиев.

"Реализация этого "сырого" и несогласованного со страховым сообществом документа, на наш взгляд, приведет к целому ряду не самых приятных для потребителя и рынка последствий. Во-первых, многие страховщики, превысив значения рентабельности, уже трещащие по швам, попросту уйдут с рынка, поставив своих страхователей перед необходимостью самостоятельного решения проблем. Во-вторых, ряд страховщиков, оказавшись перед лицом незапланированного увеличения убыточности, включат компенсационные механизмы, что приведет к занижению сумм выплат и необоснованным отказам. В-третьих, компании, которые вели лояльную выплатную политику, будут вынуждены приводить ее в соответствие с законом. Что получится в итоге, мы вскоре увидим, однако, как показывает практика, благие намерения без продуманной реализации в большинстве своем приводят к противоположному результату", - резюмирует представитель "Росгосстраха".

Марина Кадыкова
24 сентября 2010 | 11:26

Аватар пользователя
vva
Администратор
 
Сообщений: 2617
Зарегистрирован: 06 фев 2007, 13:33

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1