ОСАГО будет вычисляться по единой формуле с осени
31 мая Правительство РФ опубликовало Постановление от 24 мая 2010 г. N 361 г. «Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств». Оно вступит в силу с 1 сентября 2010 года. В Постановлении устанавливается единый стандарт, по которому все страховые организации и эксперты будут определять сумму ущерба. Основное содержание документа – формулы расчета стоимости запчастей и износа поврежденной детали.
Проблема, которую решает Постановление
С 2003 года, пока Минтранс разрабатывал методику расчета убытков по страховым случаям, можно было вычислять сумму ущерба по нескольким разным стандартам. Поэтому зачастую оценка, сделанная страховой компанией, оказывалась на 20%-30% ниже оценки, проведенной независимыми экспертами, нанятыми пострадавшим. Чтобы устранить разногласия, приходилось делать судебную экспертизу оценок. Все это существенно затягивало срок страховых выплат.
Основные положения
Отныне оценка считается с учетом износа деталей (по новым правилам он не может превышать 80%). По установленным правилам, износ зависит от
* типа материала, из которого сделана деталь. На пластик будет насчитываться износ меньше, чем на металл;
* заменяемости детали. Износ запчастей, которые уже менялись, зависит от того, сколько времени и километров она проработала. Чтобы получит грамотную оценку, Автовладельцам придется сохранять все чеки на детали и на работы по их установке;
* критичности детали для работы машины. Износ не будет вычисляться для некоторых типов деталей (тех, без которых автомобиль просто не сможет работать), и за их поломку возмещается их текущая рыночная цена. Список таких деталей обещают разработать к началу следующего года. Пока страховщикам не ясно, как оценивать подобные детали до появления подобного списка: с расчетам износа по установленным или без;
* места сборки детали/машины. Самые износоустойчивые машины - Японские. На 2-месте – европейские(в т.ч. произведённые в Турции и Восточной Европе). На 3-ем - из обеих Америк. На 4-ом – из Азии (кроме Японии). На 5-ом (и последнем) из России. Отсюда следует, что иномарки, произведенные на территории России, официально признаются стареющими быстрее, чем те же иномарки, произведенные в других странах.
Рыночная стоимость элементов будет определяться по существующим ценникам в разных сегментах. К примеру, берется стоимость запчасти у дилера, у специализированной фирмы и у продавца-частника, при этом учитывается доля этих лиц на региональном рынке. Получается цифра, которая ложится в основу расчетов, – некая средневзвешенная величина. С одной стороны, все верно – ниже этой планки вам назначить возмещение не смогут. Но если вы захотите отправиться на ремонт к дилеру, где вам поставят оригинальную деталь, тогда не исключено, что суммы все равно не хватит.
Положительные отзывы
Некоторые эксперты считают, что Постановление защитит страховые компании от жуликов, получающих от «независимых оценщиков» оценку ущерба, в несколько раз превышающую стоимость разбитого автомобиля.
Добросовестные автовладельцы в любом случае получат возмещение, даже если машина была старой. (Поскольку в расчетах используется величина износа детали, не превышающая 80%).
Критика и недоработки
Правила недоработаны, т.к. чтобы их применять, надо иметь справочные данные о странах происхождения для различных марок авто или номенклатуры комплектующих изделий с нулевым износом. Этих данных пока нет и вряд ли они появятся до осени. Кроме этого, пока нет списка деталей, по которым не учитывается их износ.
«Для того, чтобы применять эти правила, нужно предоставить огромное количество технической документации, – заявил «Российской газете» председатель комитета по независимой технической экспертизе РСА Сергей Дорофеев. – Если учесть время, за которое были разработаны правила, то на это потребуется еще года три. Мало того, ни страховщики, ни эксперты не работали над документом. Сами по себе эти правила можно назвать методологической и технической ошибкой».
Автовладельцы считают, что Постановление защищает интересы старховых компаний. Они боятся, что теперь страховые возмещения не покроют расходы на ремонт машин.
По теме:
http://www.rg.ru/2010/05/31/avto-osago.html
http://www.rg.ru/2010/06/03/iznos.html
http://www.rg.ru/2009/03/17/osago-dok.html