Тема соотнесения видов обязательств и назначений текущих требований не оставляет нас, несмотря на то что мы уже давно прорабатываем её
здесь и
здесь.
В очередной раз вопрос подняли на
VIII конференции "Уральский форум АУ". Экс-советник ВАС Ольга Александровна Никитина посетовала на то, что видела в отчётах АУ "из ПАУ" командировочные расходы в первой очереди текущих. А можно ли такие расходы включать в первую текущих - мягко говоря довольно спорный вопрос. Конечно, ПАУ позволяет вписывать в поле "Назначение" любой текст, и лишь предоставляет список вариантов формулировок для ускорения ввода. Сами АУ не всегда могут уверенно разъяснить все нюансы такого соотнесения и программа конечно оставляет это на их совести, так как не может самостоятельно принять решение на данном этапе развития IT. Тем не менее, мы договорились исследовать этот вопрос более плотно на базе той статистики которая у нас есть.
На настоящий момент 483 пользователя ПАУ выгрузили на витрину данных информацию о 8847 процедурах, в частности информацию о требованиях кредиторов. Мы провели частотный анализ значений поля "Вид обязательства" в выгруженных требованиях (в соответствии с нашей
политикой конфиденциальности) и получили следующие цифры:
Всего выгружено 37534 требований и для них указано 1896 разных видов обязательств. При этом примерно 13% требований попали во 2-ю очередь, 60% в 3-ю (кроме штрафов), 26% требований были связаны со штрафами.
Большая часть вариантов видов обязательств (1218) были указаны только один раз, а видов обязательств которые указывались 10 и более раз всего 139.
При анализе видов обязательств по очередям сразу бросился в глаза тот факт что для 45% требований 1й очереди в качестве Вида указан "моральный вред", несмотря на то что уже несколько лет как этот вид не относится к 1й очереди. Объясняется это просто - ПАУ для таких требований выставляет значение по умолчанию - моральный вред и пользователи массово ничего не меняют! Другими словами проблема действительно есть. Для быстрого улучшения мы решили что Вид обязательства 1й очереди по умолчанию должно быть для физика "Алименты", а для юрика "Возмещение вреда здоровью".
Также для всех вариантов видов обязательств мы посчитали частоту их упоминания в разных очередях. Конечно есть виды которые практически всегда или почти всегда встречаются только в одной очереди:
- задолженность по заработной плате - всегда во 2-й очереди
- просроченный основной долг - всегда только в 3-й очереди
- пени, штрафы - всегда в соответствующем разделе
Многие виды встречаются преимущественно в одной "своей" очереди и лишь изредка в другой. Но есть и виды обязательств которые с примерно равной частотой встречаются в разных очередях. Например почти треть требований "проценты" встречаются в третьей, а остальные - в "пени и штрафы"
Проанализировав всё это, мы сделали для себя на будущее следующие выводы:
- Необходимо наладить регулярное обновление справочника формулировок вместе с их частотой на витрине для подстановки в ПАУ (сейчас их просто слишком мало и мы НЕ занимаемся актуализацией так, как стоило бы)
- При выборе вида обязательства (назначения для текущих) необходимо учитывать "частоту" его использования в данной очереди и для данной процедуры, чтобы предлагался сразу самый вероятный в данной ситуации вариант (сейчас предлагается выбирать из одного и того же списка для всех очередей)
- Стоит разместить специальный "маркер доверия" рядом с полем формулировки вида обязательства или назначения, который должен быть тем ярче, чем более редкое (или сомнительное) значение вписывает в это поле пользователь. При нажатии на этот маркер должно показываться разъяснение.
- При попытке сохранить сомнительное значение должно выскакивать предупреждение с разъяснением, НЕ запрещая тем не менее сохранение
- Нужно всё таки давать возможность менять очередь на форме требования (по крайней мере пока оно не сохранено). Потому что сейчас бывает обидно, когда заполнил всю карточку, а очередь изначально выбрал не ту.
В конечном интерфейсе мы себе это представляем примерно следующим образом: