Крестьяне борются против рэйдерских атак объединяясь в "Крестьянские фронты"

Публикуем новости о банкротствах, обсуждаем актуальные темы

Сообщение vva » 28 май 2007, 08:30

http://anticorr.ru/news/news0x115x2383.html

25.05.2007
Рейдерские схемы совершенствуются и побеждают

Первичное глобальное рейдерство с начала приватизационных процессов в России, породило более интеллектуальные локальные захваты, которые продолжаются до сих пор. Если ранее, фактически произошли захваты в гигантском размере, и был осуществлен контроль над огромной частью национального богатства, то сейчас это стал высоко рентабельный «бизнес», с целью дальнейшего передела собственности, недвижимости, земли. Современное рейдерство коснулось практически каждого из нас, затронуло малый и средний бизнес и фактически превратилось в стихийное бедствие. Оно препятствует развитию экономики и привлечению инвестиций, значительно усиливает коррупцию. Случаи рейдерских захватов приобретают широкую огласку и вызывают большой общественный резонанс. Поэтому, мне кажется, этим процессам стали уделять такое большое внимание.

Рейдеры в своем ресурсе активно используют различные методики и схемы. От подделки документов для изменения ЕГРЮЛ, подделки документов для манипуляций с акциями, фальсификации договоров купли – продажи, использования неправосудных решений судов, манипуляции с реестром акционеров, манипуляции с проведением собраний акционеров, перехвата управления обществом, задействования коррумпированных чиновников, применения процедур банкротства. Сегодня все рейдеры, которые ранее для захватов пользовались слабостью закона «О несостоятельности (банкротстве)», активно используют слабости норм корпоративного права, судебный и административный ресурсы.
По мнению многих экспертов, на начальном этапе действия закона о несостоятельности (банкротстве), принятого в спешном порядке в 1992 году и который действовал до 1998 года, банкротство превратилось в инструмент перекачки государственных ресурсов в карманы частных лиц, компаний - захватчиков.

Закон о несостоятельности (банкротстве) 1998 года привел к новой волне процедур банкротств. Применение технологий банкротства для захвата собственности и производственных предприятий, по мнению многих специалистов, приблизило стагнацию российской экономики перед дефолтом 1998г. По данным ФСФО РФ в 2002 году было зарегистрировано около 2 млн. банкротств и 1.5 млн. отсутствующих должников.

И только с декабря 2002 года с большим опозданием и преодолением давления лоббистских групп, была принята новая редакция закона о несостоятельности (банкротстве), которая ограничила использование банкротства при захватах собственности и юридических лиц. Но, и в этом законе сохранилось множество противоречий и коллизий, были найдены новые лазейки. Активно используются захватчиками пробелы и коллизии ГПК РФ, АПК РФ, закона «О рынке ценных бумаг», закона «Об акционерных обществах». Думается, что они ранее специальным образом были созданы для этих целей лоббисткими структурами через законодательные органы.
Что касается фигурирующего мнения в кругах юристов о том, что рейдеры в настоящее время механизм банкротств практически не используется при захватах объектов, то думается, что это ошибочное мнение. Также становится очевидным, что одними изменениями в законодательстве, с рейдерством не справиться.

Все большим размахом рейдерство распространяется при захватах земельных участков в городах и в лесных угодьях, земель сельскохозяйственного назначения. Что касается села, то здесь процесс захватов практически неконтролируем, что выливается в многочисленные митинги «обманутых землепользователей». Этому способствует ранее сложившаяся ситуация, которая развивалась следующим образом.

Фактически приватизация земли и реорганизация сельхозпредприятий началась с выходом Указа Президента № 323 от 27.12.91г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», предусматривающего передачу в частную, коллективно-долевую и другие формы собственности земель колхозов и совхозов при их реорганизации (приватизации). Во исполнение Указа Президента РФ №323 Правительство РФ издало постановление № 86 от 29.12.91г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», в котором были обозначены права будущих владельцев земельных долей и определился порядок приватизации земли, который заключался в следующем:

1. Для приватизации земли и реорганизации хозяйства в каждом колхозе или совхозе должна была быть создана внутрихозяйственная комиссия, которая вместе с районными комиссиями по приватизации должны были провести разграничение находящейся в пользовании сельхозпредприятий земель, выделив земли, остающиеся в государственной собственности и передаваемые гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность.
2. Был установлен порядок определения земельного и имущественного паев – имущественный пай устанавливался в зависимости от трудового стажа, а земельный пай – не должен был превышать утвержденной в районе предельной нормы бесплатной передачи земли в собственность.
3. Была установлена обязанность владельца пая подать во внутрихозяйственную комиссию заявление с указанием формы использования земельного пая, т.е. каждый владелец земельного пая был обязан распорядиться своим паем в письменном виде. Перечисленные формы использования пая допускали и передачу своего земельного пая в качестве учредительного взноса в сельхозпредприятие и получение земли для организации крестьянского хозяйства.

В дальнейшем было принято еще несколько нормативных актов, регламентирующих и уточняющих отдельные направления реформирования сельхозпредприятий и дальнейшего проведения земельной реформы, в частности: Указ Президента № 213 от 02.03.1992г.; Постановление Правительства № 138 от 06.03.1992г.; Постановление Правительства № 708 от 04.09.1992г.; Указ Президента № 1767 от 27.10.1993г.; Постановление Правительства №969 от 11.12.1992г.; Постановление Правительства №874 от 27.07.1994г.; Постановление Правительства №96 от 01.02.1995г. и др.

Однако вышеперечисленными нормативно-правовыми актами основная обязанность по реализации программы реформирования сельхозпредприятий и приватизации земли была возложена на органы местного самоуправления и на руководителей самих предприятий. Отсутствие достаточного опыта в проведении реформ и четкого законодательства, регламентирующего все направления реформирования сельхозпредприятий, массовая коррупция в органах местного самоуправления и желание руководителей районов и сельхозпредприятий любой ценой сохранить контроль над собственностью реформируемых колхозов и совхозов, в т.ч. над землей, привели к тому, что главами районных администраций в течение нескольких лет было издано огромное количество взаимоисключающих друг друга постановлений и распоряжений.

Так, например, одновременно издавались постановления о передаче в собственность земли и физическим лицам - членам трудовых коллективов и самим предприятиям. На основании этих постановлений на один и тот же земельный участок появлялось два свидетельства о праве собственности. Учредительные документы вновь создаваемых сельхозпредприятий, утвержденные местными администрациями, содержали многочисленные нарушения и неточности в формулировках, позволяющие трактовать отдельные положения этих документов по - разному, и в зависимости от ситуации. Практически права собственности на землю физических лиц не были должным образом оформлены. Более того, – земельные паи не были соответствующим образом выделены в натуре и оформлены.

Фактически в течение 10 лет (приблизительно до 2003 года) бывшие руководители сельхозпредприятий получили возможность бесконтрольно, при попустительстве, а иногда при помощи и прямом участии местных властей, распоряжаться имуществом и землей предприятий, в ряде случаев став их единоличными владельцами. При этом допускались массовые нарушения законодательства, прав и законных интересов бывших работников колхозов и совхозов.

Одним из факторов, способствующим таким нарушениям, явилось попустительство правоохранительных органов на местах, а также принятие судами в подавляющем большинстве случаев тенденциозных решений, нарушающих права граждан, без учета и всестороннего изучения фактических обстоятельств дела, а иногда прямо игнорируя такие обстоятельства. Кроме того, некоторыми «аграрниками» постоянно искажалась реальная картина положения с землей на селе.

На этом негативном фоне, начиная с 2002 года к земле резко возрос интерес со стороны различных финансово-промышленных структур, которые применили отработанные схемы захватов. Все это вызвано быстрым ростом стоимости земли, особенно в Центральном федеральном округе.

При захватах активно используется процедура банкротства. В 2006 году были обанкрочены такие предприятия, как: ЗАО «Каширское» (Каширский р-н); ЗАО «Починковское» (Егорьевский р-н); ЗАО «Пановский» (Коломенский р-н); ЗАО «Металлист» (г. Электросталь); ЗАО «Старая Ситня» (Ступинский р-н); ЗАО «Щелковская птицефабрика» (Щелковский р-н); СПК «Астапово» (Луховицкий р-н); ОАО «Любава-2» (Егорьевский р-н); ОАО «ПТО «Ажур» (Ногинский р-н); ПК «Колхоз «Борец» (Раменский р-н). Это же явление наблюдается и в других районах – Люберецком, Красногорском и т.д. Крестьяне 20 районов Московской области, чтобы защититься от захватчиков, поддерживаемых властью, вынуждены были организоваться, учредив в мае 2006 года Межрегиональное общественное движение защиты имущественных и социальных прав крестьян «Крестьянский фронт». Такая же организация, например, учреждена и крестьянами Свердловской области. Ежегодно под банкротство попадают тысячи предприятий. В общей сложности уже обанкрочено около 10 000 колхозов и совхозов, в результате чего брошенными оказались 13 тысяч сел и поселков, а в 47 тысячах населенных пунктов (1/3 от общего числа) проживает от 1 до 10 семей. Из 23 000 крестьянских хозяйств, которые еще продолжают дышать, в 2005 году обанкрочено боле 2 тысяч, в 2006 году эта цифра достигла около 6 тысяч хозяйств. При таких темпах окончательное умерщвление сельского хозяйства можно прогнозировать в самом ближайшем будущем. Нужно понимать, что это уже вопросы национальной продовольственной безопасности.

Ранее банкротство сельхозпредприятий имело особый порядок, который не допускал преднамеренного банкротства и давал возможность сельхозпредприятиям бороться за выживание. Новый закон о банкротстве позволяет с ещё большим размахом банкротить сельское хозяйство. Дело в том, что сельхозпроизводителей кредитуют не живыми деньгами, а товарными кредитами в виде ГСМ по цене в 2-3 раза, превышающим рыночные цены по региону. После уборки урожая чиновники назначают такие закупочные цены, которые не обеспечивают доходность предприятий, достаточную для погашения кредита. Практически отсутствует система госзакупок. В результате сельхозпредприятие становится банкротом и возбуждается процедура банкротства.

Сегодня на территории Московской области большими земельными угодьями владеет несколько крупных российских корпораций. По публикациям в журнале «Форбс» первая пятерка выглядит следующим образом:
Николай Цветков, «Уралсиб» — 100 тысяч га;
Андрей Куцериб, «Центр капитал» — 65 тысяч га;
Дмитрий Каменщик, «Ист лайн» — 64 тысячи га;
Дмитрий и Алексей Ананьевы, «Промсвязь-недвижимость» — 60 тысяч га;
Василий Бойко, «Ваш финансовый попечитель» — 40 тысяч га.
По оценкам ряда экспертов, из-за пробелов законодательства о первичной приватизации колхозных земель и нарушений, допущенных в ходе их дальнейшей скупки, в настоящее время есть возможность найти основания для начала «рейдерской» атаки на большинство корпораций, владеющих крупными земельными участками.

Более того, есть претензии и к самим владельцам. Так, например, было возбуждено ряд уголовных дел, в т.ч. направленных в суд. Следственным комитетом при МВД РФ 24.11.2006 года по уголовному делу №248509, возбужденному по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество), предъявлено обвинение председателю Совета директоров компании "Ваш финансовый попечитель" Василию Бойко в мошенническом завладении земельными долями нескольких бывших совхозов Рузского района Московской области (ОАО "АПК Старониколаевский", СПК "Анинский", ЗАО "им. Доватора", ОАО «Космодемьянский», СПК «Прогресс-плюс», ОАО "Октябрьское", СПК "Раисино", СПК "с-з Тучковский").

Основанием к возбуждению уголовного дела послужили многочисленные заявления бывших колхозников-владельцев земельных паев и арендаторов-дачников. Прикрываясь якобы покровительством высокопоставленных чиновников Правительства Московской области и федеральных органов государственной власти В. Бойко, используя различные схемы, обеспечил отчуждение паев у законных владельцев и установил контроль над 40 000га земли в Рузском районе Московской области. Потерпевшими по уголовному делу признано 831 человек.
В развитых странах, банкротство, как механизм цивилизованного инструмента оздоровления экономики, эффективно применяется уже на протяжении нескольких десятков лет. У нас в России в условиях несовершенства действующего законодательства и высокой коррумпированности, механизм банкротства является инструментом недобросовестного передела собственности в интересах отдельных лиц. На сегодняшний день, применение процедуры банкротства возможно в отношении практически любого, в том числе высокорентабельного и стабильно работающего предприятия.

По моему мнению, ситуация с рейдерством будет продолжаться до тех пор, пока останется то, что можно ещё захватить и не появится реального собственника, защищенного в полной мере государственными органами. Пока, властные органы это не интересует, если нет реализации для них личного материального интереса. Очевидно, что все это вредит развитию нашей экономики, но об этом мало кто думает. Вспоминается недавнее безответственное, с моей точки зрения, выступление одного из депутатов от правящей партии, который считает, что развивать ничего и не нужно, достаточно торговать энергоресурсами. Надо понимать, что такие выступления не могут быть несанкционированными!?

С другой стороны, надо также понимать, что у захватчиков остаются нерешенными многие проблемы, которые даже при лояльной к данным явлениям системе власти, не будут решены. Они заключается в проблемах полной легализации захваченного, возможных правовых и финансовых вопросах, невозможности общественного и международного признания. В случае же властных перемен или потери лояльности, роста зрелости гражданского общества, более тесной интеграции с Европейской цивилизацией и международным правом - проблемы усилятся в геометрической прогрессии, вплоть до уголовной ответственности и международной изоляции компаний - захватчиков. Может отсюда и противодействие данным процессам?

Александр Киц – эксперт МОД «Против коррупции».
Аватар пользователя
vva
Администратор
 
Сообщений: 2914
Зарегистрирован: 06 фев 2007, 13:33

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1