ИТОГИ ГОДА: Ловля жемчуга в мутных водах банкротства

Публикуем новости о банкротствах, обсуждаем актуальные темы

ИТОГИ ГОДА: Ловля жемчуга в мутных водах банкротства

Сообщение Nata » 09 янв 2018, 17:23

Количество банкротств российских компаний в 2017 году достигло 13,4 тыс., увеличившись по сравнению с 2016 годом на 7%, следует из данных "Федресурса" (Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, bankrot.fedresurs.ru).

Число новых банкротств ноябре 2017 года обновило восьмилетний максимум, если считать с устранением сезонности, и достигло уровня 1166 банкротов в месяц, сказано в исследовании Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП).

Важен не столько темп роста (весьма умеренный), сколько сам его факт в условиях, когда, по официальной статистике, экономика выходит из кризиса, и, казалось бы, жизнь должна налаживаться.

СТРОИТЕЛЬСТВО – ДРАЙВЕР РАЗОРЕНИЯ

Рост числа банкротств объясняется затяжным характером кризиса, особенно в секторах, ориентированных на инвестиционный спрос, дефляцией в ряде секторов, сопровождающейся снижением прибыли, а также сложностями с рефинансированием из-за высокой ставки по кредитам банков, сказал «Интерфаксу» замгендиректора, руководитель направления реального сектора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Владимир Сальников.

Чаще всего банкротятся небольшие и молодые компании. В 2017 году 89% банкротств пришлось на предприятия с размером выручки до 400 млн рублей (в среднем за последние 3 года), следует из данных ЦМАКП. При этом 31% разорившихся компаний просуществовали мене 5 лет, еще 35% - от 5 до 10 лет.

Строительство несколько лет подряд остается безусловным лидером разорений. На эту отрасль пришлось 20% всех компаний, находящихся в стадии конкурсного производства на конец декабря 2017 года, по данным системы «СПАРК-Интерфакс». Еще 11% банкротов – компании, занятые в сфере операций с недвижимостью. За 2017 год число банкротов в строительстве выросло на 12%, а в сфере операций с недвижимостью – на 11%.

Для строительства и других экономически неблагополучных отраслей банкротство как институт могло бы предложить не ликвидационный механизм, а реабилитационные процедуры. Они широко применяются в других странах, но для российской среды явление весьма редкое: по данным Федресурса вводятся не более чем в 2% случаев.

Расширить применение реабилитационных механизмов в отношении застройщиков предложил ранее председатель Комитет Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев. Глава комитета считает нужным проработать актуальную для дольщиков тему оздоровления проблемных застройщиков ко второму чтению законопроекта о реструктуризации, принятому в декабре 2017 года Госдумой в первом чтении.

ЖЕМЧУГ МЕЛКИЙ И РЕДКИЙ

Проблемы российского банкротства не столько в количестве, сколько в качестве должников, которые входят в банкротство без имущества и ничего не платят кредиторам по завершении дел. Должники вместо того чтобы спасать бизнес, выводят средства перед банкротством, а кредиторы и арбитражные управляющие не получают компенсации своих требований и усилий.

Эффективность банкротства снижается второй год подряд по таким критериям как возврат средств кредиторов, затраты и сроки процедур, говорит руководитель проекта «Федресурс» Алексей Юхнин. Кредиторы в 67% дел о банкротстве предприятий, завершенных в 2017 году, получили ноль рублей. При этом 48% должников, не заплативших кредиторам, не имели имущества по данным инвентаризации, а по данным оценки его не было уже у 67% неплательщиков, следует из данных Федресурса.

Стоимость имущества не заплатившего кредиторам должника падает в 5 раз от инвентаризации к оценке, а требования кредиторов превышают сумму оценки в 19 раз (в среднем на одно дело). Таким образом, в ходе процедуры конкурсная масса уменьшается, и ее явно слишком мало для удовлетворения требований кредиторов.

Усилить возможности арбитражных управляющих по розыску имущества должников, в целом повысить престиж профессии, компетенции и полномочия управляющих предлагает Российский союз саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (РССОАУ).

Уже разработан законопроект, предлагающий комплекс мер по стимулированию арбитражных управляющих к более эффективному проведению процедур. В частности, предлагается ввести фиксированный размер суммы, выделяемой на расходы на сопровождение каждой процедуры банкротства, в том числе на вознаграждение арбитражного управляющего, заявлял председатель совета РССОАУ Дмитрий Скрипичников.

Правки в другие законопроекты могут сократить число оснований для дисквалификации арбитражных управляющих. Действующие нормы не позволяют эффективно работать, говорят представители профсообщества.

Низкий уровень поступлений в бюджет по итогам банкротства компаний с налоговыми долгами отмечают и представители ФНС России, которые в качестве меры для роста поступлений предлагают усиление борьбы с аффилированными кредиторам, соответствующие поправки предлагается внести ко второму чтению законопроекта о реструктуризации.

БЕНЕФИЦИАРЫ ЗАПЛАТЯТ ПО ДОЛГАМ

Прошедший 2017 год войдет в историю как год реформирования субсидиарной ответственности. Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 266-ФЗ добавил целую главу об ответственности контролирующих лиц в закон о несостоятельности: было уточнено понятие контролирующего лица, расширен состав нарушений, стало возможно привлечение руководителя к ответственности после завершения дела о банкротстве.

Новые поправки в законодательство дают ФНС и всем добросовестным кредиторам возможность привлечь в качестве субсидиарного ответчика реального организатора схемы уклонения от уплаты долгов, а не номинального руководителя, говорил начальник Управления обеспечения процедур банкротства ФНС России Константин Чекмышев.

Были опасения, что реформа негативно скажется на предпринимательской активности, поскольку вырос риск руководителя быть привлеченным к ответственности по долгам компании. Но, есть и другая позиция: по мнению судьи Высшего арбитражного суда в отставке, доцента МГЮА Рустема Мифтахутдинова, произошедшие изменения, не только не повысят, но, скорее, снизят процент удовлетворяемых судами требований о привлечении к субсидиарной ответственности, но зато повысят реальные суммы полученных средств. В законе прописали, что контролирующее лицо не может быть привлечено к ответственности за нормальный риск.

Верховный Суд в постановлении Пленума по субсидиарной ответственности, принятом в декабре 2017 года, представил широкий набор оценочных понятий, на основании которых судам предстоит выявлять контролирующих лиц и степень их ответственности, таких как, например, "степень значительности влияния на принятие существенных деловых решений относительно деятельности должника".

Постановление разрешает бенефициару, которого привлекают к ответственности, защищаться в суде с помощью ссылок на неблагоприятную рыночную конъюнктуру, финансовый кризис, существенное изменение условий ведения бизнеса. В этих случаях суду предстоит решить, действительно ли внешние факторы усугубили деструктивную роль контролирующего лица, в какой степени, и уменьшить размер взыскания.

Источник заимствования: Федресурс
Аватар пользователя
Nata
Команда РИТ
 
Сообщений: 797
Зарегистрирован: 13 июн 2013, 10:46
Откуда: Ижевск

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5