ФНС: от имени и по поручению

Публикуем новости о банкротствах, обсуждаем актуальные темы

Сообщение alena » 03 сен 2008, 09:26

Источник: http://www.birzhaplus.ru/fin/?42584

ФНС: от имени и по поручению

Государство через созданные им службы и организации стремится упорядочить общественные отношения, складывающиеся из-за несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательской деятельности. Оно стремится создать правовой режим, способный обеспечить баланс частных и публичных интересов различных субъектов права, вовлеченных в процедуры банкротства. В связи с этим обязанность представлять интересы РФ перед кредиторами в процедурах банкротства около трех лет назад была передана ФНС России.

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” была упразднена Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству. Ее функции по принятию нормативных правовых актов были переданы Министерству экономического развития и торговли РФ. А функция по представлению интересов РФ перед кредиторами в процедурах банкротства — Федеральной налоговой службе России (ФНС России).

Уполномочен заявить

Во исполнение Указа Президента РФ было принято Постановление Правительства РФ № 257 от 29.05.2004 г. “Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и процедурах банкротства” (далее — Постановление № 257). Именно оно устанавливает, что ФНС России является органом, уполномоченным представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования РФ по денежным обязательствам.

Основными направлениями деятельности ФНС (в рамках функций уполномоченного органа) являются:
- подготовка и принятие решений о подаче (или при наличии определенных условий — отложении их подачи) в суд заявлений о признании должников банкротами и направление в арбитражный суд соответствующих заявлений;
- подготовка документов для представления в деле и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей (в бюджет и государственные внебюджетные фонды) и требований РФ по денежным обязательствам;
- участие в подготовке документов о банкротстве и реализации соответствующих процессуальных прав при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) арбитражными судами;
- участие в выборе саморегулируемой организации арбитражных управляющих при направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом;
- участие в контроле за реализацией процедур банкротства организаций;
- обобщение и анализ информации о ходе дел и процедур банкротства.

Согласно Постановлению № 257 в случае неисполнения должником требований РФ уполномоченный орган обязан принять решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Сделать это ФНС должна не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа. Либо по истечении 30 дней с даты получения от федеральных органов исполнительной власти уведомления (уведомлений) о наличии задолженности перед РФ. Заявление о признании должника банкротом должно быть направлено в арбитражный суд в пятидневный срок со дня принятия такого решения. Это правило распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.

Таким образом, любой участник имущественного оборота, не уплативший налоги и иные обязательные платежи в течение трех (для отдельных категорий — шести) месяцев в размере, превышающем для юридических лиц — 100 тыс. (для отдельных категорий — 500 тыс.) рублей, для граждан — 10 тыс. рублей, становится лицом, участвующим в деле о банкротстве.

Инициатор наказания

За три с половиной года в Нижегородской области ФНС России было инициировано 3941 дело о банкротстве организаций и индивидуальных предпринимателей, в том числе 2858 — по отсутствующим должникам. То есть 1083 предприятия и индивидуальных предпринимателя на момент подачи заявления осуществляли финансово-хозяйственную деятельность, но обладали признаками банкротства (имели просроченные обязательства перед бюджетом, сумма которых превышала стоимость их имущества).

Из предприятий и организаций, находящихся или находившихся в процедурах банкротства, восстановительные процедуры (финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение) были введены арбитражным судом в отношении 34 предприятий, что составляет лишь 3% от общего количества возбужденных в суде дел о банкротстве. Таким образом, подавляющее большинство дел о несостоятельности (банкротстве) заканчивается в суде процедурой конкурсного производства.

За период с 2005 года по первое полугодие 2008-го в отношении 211 предприятий и организаций погашена задолженность по обязательным платежам в сумме 247 млн рублей, производство по делу о банкротстве в отношении них прекращено.

Арбитражный управляющий (утверждается арбитражным судом) является одним из лиц, участвующих в деле о банкротстве. В соответствии с п. 6 ст. 24 ФЗ №127 от 26.10.2002 при проведении процедур банкротства он обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей и правил профессиональной деятельности является основанием для отстранения управляющего арбитражным судом, либо его исключения из числа членов саморегулируемой организации (СРО) арбитражных управляющих (каждый управляющий состоит в одной из таких организаций). Для этого уполномоченный орган обращается с жалобой на действия управляющего в СРО, в Федеральную регистрационную службу и в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве.

Так, по жалобе ФНС России в 2007 году отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей внешнего управляющего стратегического предприятия — ОАО “Нижегородское предприятие “ЭРА” Кузьминых В. В., являющийся членом Некоммерческого партнерства (НК) “Саморегулируемая организация арбитражных управляющих “Альянс”. Причина — непредставление на утверждение плана внешнего управления собранию кредиторов в сроки, установленные Законом о банкротстве. В 2006 году исключен из числа членов НК “Саморегулируемая организация независимых арбитражных управляющих “Дело” арбитражный управляющий Дюков И. В. за недобросовестное выполнение обязанностей и нарушение Правил профессиональной деятельности и деловой этики.

В 2008 году по результатам рассмотрения жалоб ФНС России за ненадлежащее исполнение обязанностей Дисциплинарной комиссией НК “Национальная гильдия арбитражных управляющих” внесено предложение об исключении Филипьева Е. А. из числа членов НК.

Проблемы управления

Одной из проблем, возникающих в работе уполномоченного органа с арбитражными управляющими, является расходование конкурсной массы (источник удовлетворения требований кредиторов) на проведение процедур банкротства. Действующее законодательство не предусматривает механизма прямого влияния кредиторов на объемы расходов арбитражного управляющего. Так, Законом о банкротстве не определен размер расходов на оплату труда специалистов, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности.

Поэтому на практике весьма распространена схема, когда недобросовестными управляющими формируется многочисленный штат с завышенными окладами по осуществлению юридического сопровождения, по ведению бухгалтерского учета, и при этом договоры на осуществление данных услуг заключаются с аффилированными консалтинговыми фирмами. В результате этого все средства от реализации имущества должника расходуются на сопровождение процедуры конкурсного производства без погашения не только требований кредиторов, включенных в реестр требований должника, но и текущей задолженности.

Неисполнение арбитражными управляющими обязанности по уплате текущих платежей в ходе конкурсного производства также серьезная проблема. Основной целью конкурсного производства является продажа имущества должника и соразмерное удовлетворение требований кредиторов за счет поступивших от нее средств. Но в 2008 году в российском законодательстве появились определенные изменения, направленные на взыскание текущих платежей, возникших в ходе процедур банкротства.

Так, Федеральный закон от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”, вступивший в действие с февраля 2008 года, прямо указывает на необходимость взыскания текущих платежей. Согласно п. 4 ст. 96 при получении копии решения арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство. В том числе по документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства, за исключением исполнительных документов о признании права собственности, компенсации морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о применении последствий недействительности сделок, а также о взыскании задолженности по текущим платежам.

Кроме того, в случае реализации в отношении должника процедур финансового оздоровления либо внешнего управления Инспекция ФНС России обращается к арбитражному управляющему с уведомлением. О том, что в случае непогашения задолженности по текущим платежам в двухнедельный срок после получения уведомления налоговый орган инициирует собрание кредиторов по рассмотрению вопроса о смене процедуры банкротства (пункт 10 Приказа ФНС России от 18.10.2004 г. № САЭ-3-19/2@).

Материал предоставлен пресс-службой
УФНС по Нижегородской области
Аватар пользователя
alena
 
Сообщений: 520
Зарегистрирован: 26 мар 2007, 16:04

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron